Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

Актуальность темы: Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ. Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств. Субъектом исследования является Российская Федерация.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности...........................................................................................................4
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования...................4
1.2.Сущность, роль и основные задачи..............................................................11
1.3.Правовой статус ПФР.....................................................................................15
Глава 2.Пенсионная система России...................................................................20
2.1.Программа Пенсионных реформ РФ............................................................20
2.2.Характеристика деятельности ПФР на финансовом рынке........................23
Заключение............................................................................................................26
Список литературы..........................................................................

Файлы: 1 файл

titulnik.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, закрепил за Пенсионным фондом РФ новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах») определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.

С целью создания законодательных  основ реформирования федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций  в области налогообложения, трудоустройства  и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает  Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанным Законом внесены  значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основным нововведением  этого Закона является изменение  порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Важное значение в области поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Данным постановлением определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пенсионная система России.

2.1.Программа Пенсионных реформ  РФ.

   Переход к рынку обнажил недостатки и несоответствие механизма пенсионного обеспечения в России. Переход к рынку обнажил недостатки и несоответсвие механизма пенсионного обеспечения в России.

Более-менее  его принципы были удовлетворительными  для демографической ситуации прошлого, отличающейся невысокой долей граждан, достигших границ пенсионного возраста, в общей численности населения (благоприятное соотношение между трудящимися и пенсионерами). В новых условиях они совершенно неприемлемы. Поэтому был сделан правильный вывод о необходимости реформы пенсионного обеспечения, прежде всего принципов и методов его финансирования.

     Пенсионная реформа призвана рационализировать и нормы пенсионного обеспечения, повысить уровень трудовых пенсий за счет перераспределения ресурсов и улучшения их использования. Следует найти путь реформирования пенсионной системы, 
который привел бы к повышению уровня пенсионного обеспечения граждан России, не осложняя финансовую ситуацию, и вместе с тем в максимально 
возможной мере соответствовал бы условиям жизнедеятельности

населения.

     Одним из путей ее реформирования - является создание и функционирование многоуровневой системы, которая, в частности, предусматривает включение и постепенное усиление так называемого третьего уровня системы пенсионного обеспечения: возможности получения гражданами негосударственных пенсий.

     Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспечения граждан Российской строится на иных принципах, отличных от  положенных в основу государственного пенсионного обеспечения.    Прежде всего, это касается принципа добровольности участия. В Указе о негосударственных пенсионных фондах подчеркивается, что предприятия, учреждения и организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц.

     Второе важное принципиальное отличие — не применение принципа солидарности поколений, действует принцип долгосрочного индивидуального накопления фонда, из которого после наступления пенсионного возраста застрахованного выплачивавается индивидуальная пенсия. Участник фонда при достижении пенсионного возраста получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете (сразу или по частям в соответствии с договором). Они состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученной от инвестирования активов фонда.

    В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора определяется фиксированный размер будущей пенсии. Принципы и порядок определения фондом размеров пенсионных взносов зависят от продолжительности их внесения, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся актуарные расчеты баланса пенсионных накоплений и выплат. В любом случае участнику фонд в размерах, предусмотренных в договоре.

Участник  фонда обладает правом перевести  средства, находящиеся на именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком (участником) и фондом. Последний обязан перевести указанные средства за вычетом понесенных им доказанных убытков. Порядок их определения должен быть указан в договоре. Наследуются пенсионные

 накопления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Предлагаемый переход на накопительную систему пенсионного обеспечения, прозрачность поступивших на персональные счета накоплений работников имеет положительное значение. Однако эта система приемлема в полном объеме для тех, кто начинает свою деятельность в молодом возрасте и до наступления пенсионного возраста сможет накопить к моменту выхода на пенсию весомую исходную сумму.

     Те же граждане России, которые в силу возраста уже не успеют сделать достаточные накопления, нуждаются в поддержке. На поддержание распределительной системы пенсионного обеспечения этого контингента пенсионеров необходим достаточный финансовый источник, так как потребуются средства в размере 1,5% от валового внутреннего продукта ежегодно. Поскольку Пенсионный фонд РФ не сможет финансировать выплаты этих пенсий в полном объеме, должны будут привлекаться дополнительные средства, основным источником которых будет заимствование, в том числе внешнее.

     В настоящее время внедрение накопительного принципа существенно затруднено. Его использование заставило бы почти вдвое увеличить страховые пенсионные платежи, ведь необходимы ресурсы для выплаты текущих пенсий и пенсий в будущем. Решение этой задачи, по-видимому, возможно в несколько этапов. Сначала только фиксирование индивидуального вклада в форме записи на индивидуальных персональных счетах, а затем установление возрастной границы для лиц, которым предстоит получать пенсию исключительно в зависимости от накопленной суммы на индивидуальном персональном счёте.

 

 

 

 

 

 

2.2.Характеристика деятельности  ПФР на финансовом рынке.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством  Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР  зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющих только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

Анализ  динамики формирования доходов Пенсионного  фонда с точки зрения сравнения изменений показал, что в 2002г. поступления в ПФ РФ составили 461777,9 рублей, 2003 году  783477,7 рублей, что на 321 700 рублей больше. На диаграмме в свою очередь показан значительный рост доходов. Анализируя относительное изменение за тот же период наблюдается значительный рост поступлений в ПФ РФ в 2003г.

В период с 2003 по 2004 г наблюдается резкое снижение поступлений (доходов), так в 2003 г. - 783477,7 рублей, в 2004г.- 822841,4 рублей, абсолютное снижение поступления доходов в размере 39363, 7рублей. Что очень хорошо на диаграмме 1. Анализируя, изменение за тот же период также наблюдается значительный спад в относительно поступлений в ПФ РФ в 2004г.

За период с 2004 по 2005 г. с  точки зрения абсолютных изменений  наблюдается рост доходов в ПФ РФ. Так в 2004г. составило 822841 ,4 рублей, а в 2005 г.- 1000316,6 рублей. Абсолютное изменение составило 177475,2 рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается неравномерная динамика развития поступлений и формирования доходов.

Анализ динамики формирования расходов Пенсионного  фонда показал, что расходы составили 435536,16 рублей, а в 2002г-739156,6 рублей. Итак, в 2002г показал значительный рост расходов, связанных с формированием ПФ. Абсолютное изменение расходов составило 303620,44 рублей. Анализируя относительно изменение, значительный рост расходов.

Рост вызван повышением расходов на пенсии по обязательному  пенсионному страхованию, по выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению.

Анализируя период с 2002 по 2003г. наблюдается снижение расходов по отношению к ПФ РФ. Так в 2002г.- 739156,6 рублей, то уже в 2003г.- 864898,3 рублей, при этой снижение расходов составило 125741,7 рублей.

Также наблюдается  снижение расходов и в 2004г, так в 2003г. расходы составляли 864898,3 рублей, в 2004г-946640,2 рублей. Абсолютное изменение по доходам составило 81741 ,9 рублей, что на 43999,8 рублей меньше с, точки зрения относительного показателя наблюдается та же динамика снижения в данный период.

Таким образом, можно сделать общий  вывод, о том, что при формировании расходов наблюдается неравномерная динамика от роста к спаду. Снижение доходов и повышение расходов неблагоприятно сказывается на развитии и проведении реформ в области пенсионной политики и обеспечения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

Разработчики  утвержденной правительством Программы пенсионной реформы внимательно изучили зарубежный опыт в данной сфере, и оказалось, что все без исключения страны Центральной и Восточной Европы при либерализации экономики и проведении пенсионной реформы сделали ставку на создание смешанной - накопительно-солидарной системы. Именно по этому пути и планируется пойти при выстраивании российской пенсионной системы. Программой определено, что она будет предусматривать три уровня пенсионного обеспечения.

Во-первых, это  социальная пенсия, или базовое государственное пенсионное обеспечение, гарантирующее всем гражданам России примерно равные пожизненные выплаты после достижения пенсионного возраста, вне зависимости от того, заработал себе пенсию конкретный человек или нет. Именно этот вид пенсий планируется в конце концов довести до уровня несколько выше прожиточного минимума, фактически превратив их в социальное пособие по старости.

Во-вторых, предполагается ввести систему трудовых пенсий, или  обязательного пенсионного страхования  работника. В отличие от социальной пенсии первого типа эта пенсия является трудовой. Ее размер определяется в каждом конкретном случае индивидуально и отражает трудовой вклад работника. Однако на размер пенсионных выплат в данном случае будет также влиять ожидаемая продолжительность жизни работника на момент его выхода на пенсию. Такие расчеты проводят так называемые актуарные компании, которые специализируются на решении задач статистического анализа в области социальной демографии и работают совместно с пенсионными фондами и страховыми компаниями.

Информация о работе Пенсионный фонд