Перцептивная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:17, доклад

Описание работы

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Файлы: 1 файл

Перцептивная сторона общения.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Термин "прочтение" или "чтение" другого человека был введен С.Л.Рубинштейном для характеристики механизма ориентирования в поведении другого человека в процессе взаимодействия с ним. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению".

На что ориентируется человек, "читая" т.е. познавая другого человека? А.А.Бодалев (-1981) указывает на связь познания людьми ДРУГ друга с "прочтением" их вербального и невербального поведения, с испытываемыми друг к другу чувствами, с личностными образованиями (потребностями, интересами, ценностными ориентациями, общими и специальными способностями, чертами характера), с представлениями памяти друг о друге и образами воображения, со спецификой деятельности, объединяющей людей и программирующей для каждого определенные роли, с характеристиками коллектива (малой группы), членом которой является человек и положением(позицией) человека в коллективе, а также с познанием человеком самого себя.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека (Бодалев, 1983).

При этом необходимо учитывать, что каждый человек является одновременно или последовательно членом нескольких малых групп, в каждой из которых выполняет определенную внутригрупповую роль, т.е. определенное поведение, которое ожидается от него членами группы в соответствии с сформированным в предшествующем общении образом этого человека. Внутригрупповые роли оказывают решающее влияние на формирование у человека представлений о себе или "Я-образа". Актуальная роль субъекта в данной коммуникативной ситуации есть его поведение в соответствии с одним из "Я-образов", имеющихся у него, проявляющееся, в частности, в интонации, манере двигаться, жестах и т.д. Интегрированные "Я-образы" образуют "психологический автопортрет", из которого постепенно вытесняются противоречащие друг другу черты или черты, не совпадающие с самооценкой. Таким образом, "Я-образ" может быть представлен в виде "зеркала, но с изменяющейся кривизной поверхности", причем эти изменения зависят от самого автопортрета" (Добрович, -1980. - С.76).

Экспериментальным подтверждением психологической реальности психологического автопортрета является следующий эксперимент. Было сконструировано зеркало, кривизну которого испытуемый мог менять по собственному усмотрению, вращая ручку настройки. Группе подростков было сказано, что каждый из них, глядя в это зеркало, должен отрегулировать его кривизну таким образом, чтобы изображение было "правильным". И почти все подростки избрали кривизну, делавшую их в зеркале более широкоплечими, чем в жизни. При этом они были убеждены, что выглядят так "на самом деле" (Добрович, 1980).

Если психологический автопортрет есть интеграция множества "Я-образов", то разговор с самим собой можно представить как общение с собой в роли другого, или в другой своей индивидуальной роли. Переход от автокоммуникации к внешней предполагает вытеснение своего "Я-образа" на периферию внимания, чтобы в центр внимания поставить восприятие реального внешнего партнера, его социальной роли на данный момент и его межличностном роли (т.е. отношения ко мне), а также восприятие своей актуальной роли глазами партнера (что он ждет от нас). В дальнейшем, в ходе общения эти образы уточняются, приводя, в свою очередь к уточнению ролей, т.е. к более эффективному общению, к лучшему взаимопониманию.

Механизмами "прочтения" являются процессы сравнения, идентификации, апперцепции и рефлексии. Когнитивная идентификация представляет собой субъективное представление о тождественности собственных свойств свойствам партнера (совпадение самооценок и оценок, приписываемых партнеру). Идентификация возникает на основе достаточно длительного общения. Так экспериментально было показано, что супруги, давно живущие друг с другом, обнаруживают большую идентификацию, чем молодожены (Обозов, 4981). Процесс апперцепции хорошо описал М.М.Бахтин: "Строя свое высказывание, я стараюсь его (ответ собеседника. - Ж.Г.) активно определить, с другой же стороны я стараюсь его предвосхитить, и этот предвосхищаемый ответ в свою очередь оказывает активное воздействие на мое высказывание (я парирую возражения, которые предвижу, прибегаю ко всякого рода оговоркам и т.п.). Говоря, я всегда учитываю апперцептивный фон восприятия моей речи адресатом и насколько он осведомлен в ситуации..., его взгляды и убеждения, его предубеждения (с нашей точки зрения), его симпатии и антипатии - ведь все это будет определять активное ответное понимание им моего высказывания. Этот учет определит и выбор жанра высказывания и выбор композиционных приемов и, наконец, выбор языковых средств, т.е. стиль высказывания".

При этом следует учитывать, что в отличие от восприятия объектов, восприятие человека влечет за собой двойное взаимодействие: воспринимающий самим фактом своего присутствия и особенностями поведения при восприятии другого может изменить характеристики человека, которого он воспринимает и оценивает ( McDavid, Harari ( £968). Это особенно важно иметь в виду при анализе терапевтом процессов общения в малых терапевтических группах больных, так как это общение происходит, как правило, в присутствии и под наблюдением экспериментатора, если только он сам не становится участником группового общения. Но и в этом последнем случае он остается (в большей или меньшей степени) наблюдателем для остальных членов группы, являющихся, в свою очередь, объектом восприятия.

Таким образом, упомянутый выше «психологический подтекст" К воспринимаемому поведению, описанный С.Л.Рубинштейном, воздействует не только как перцептивный фактор, но и как механизм, видоизменяющий поведение воспринимаемого, адаптирующий его к последующему восприятию. Это еще раз подчеркивает единство перцептивной и коммуникативной стороны общения.

Иным механизмом "прочтения другого" в общении является процесс рефлексии, т.е. осознания того, каким тебя воспринимают другие. Это сложный процесс, включающий, как минимум, шесть позиций взаимоотображений субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности, субъект, каким он видит самого себя, субъект, каким он видится другому, и те же три позиции, но в восприятии другого субъекта, ибо рефлексия есть процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга..." (Краткий психологический словарь, -1985. - С.304).

Можно себе представить в таком случае, насколько сложными становятся процессы восприятия друг друга при групповом общении, где число позиций взаимоотображения бесконечно увеличивается, где каждый субъект является объектом наблюдения сразу нескольких членов группы, каждый из которых, даже не ставя такой задачи, самим своим присутствием, т.е. ролью воспринимающего и оценивающего, может видоизменять поведение воспринимаемого.

Изменение деятельности человека в присутствии других может происходить в двух направлениях: с одной стороны, как уже указывалось выше, существенно интенсифицируется индивидуальная активность, продуктивность деятельности, а с другой - понижается ее качество, т.е. она становится менее оригинальной и нестандартной (Aiiport, 1920). А.У.Хараш объясняет эти экспериментально полученные факты тенденцией к утрате свободы самовыражения и усреднению индивидуальной деятельности в присутствии других, что выражается в деиндивидуализации ее конечного продукта, вследствие осознанного или неосознанного стремления субъекта удовлетворить предполагаемому им в наблюдателе ожиданию понятности (Хараш. Восприятие человека.

Однако возможна такал организация общения в группе, и прежде всего мотивационной основы общения, когда деятельность в присутствии других улучшается не только количественно, но и качественно, т.е. становится более оригинальной, более индивидуализированной. Это происходит тогда, когда общающийся ориентируется в своей деятельности, в первую очередь, "смыслом для себя", не требующим другого мотива, кроме того предмета, на который направлена его деятельность, в то время как "смысл для других" предполагает "наличие за каждым элементом поведения, презентируемого воспринимающему определенного социально кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения".

По мнению В.А.Петровского, генетически начальной формой восприятия человека человеком является переживание собственной динамики в контакте с другим человеком. Над этим уровнем надстраиваются уровни объектного и субъектного восприятия. Способность индивида "быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность ("персонализированность") в них" (В. А. Петровский, 1985) характеризует особое "системное" по А.Н. Леонтьеву качество индивида, т.е. личность. Поэтому экспериментальное исследование личности должно охватывать, как минимум, 2-х участников: исследуемого и испытуемого (носителя отраженной субъектности исследуемого).

Иначе говоря, экспериментальное исследование личности, как в норме, так и в патологии невозможно без учета неразрывной связи личности и общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Информация о работе Перцептивная сторона общения