Первая группа — организационные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:32, доклад

Описание работы

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”).

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 14.77 Кб (Скачать файл)

Первая группа — организационные  методы

 

К первой относятся организационные  методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его  методология. К ним относится  сравнительный метод, имеющий самые  разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

. Сравнительный метод

Сравнительный метод заключается  в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта  изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание  к выявлению отношений между  ними. Подход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Многообразие и взаимосвязи исследуются или  путем сопоставления различных  проявлений психики у одного объекта (человека, животного, группы) в определенный момент времени, или путем одновременного сопоставления разных людей (животных, групп) по какому-либо одному виду (или  комплексу) психических проявлений. Например, зависимость скорости реакции  от вида модальности сигнала изучается  на отдельном индивиде, а от половых, этнических или возрастных особенностей — на нескольких индивидах. Понятно, что «одновременность», как и  «определенный момент времени», в  данном случае понятия относительные. Они определяются дли­тельностью исследования, которая может измеряться часами, днями и даже неделями, но будет ничтожно мала по сравнению с жизненным циклом изучаемого объекта. [11]

 Особенно ярко сравнительный  метод проявляется в эволюционном  изучении психики. Сравнению подлежат  объекты (и их показатели), соответствующие  определенным стадиям филогенеза. С современным человеком сравниваются  приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляют  зоопсихология, антропология, палеопсихология, археология, этология и другие науки о животных и происхождении человека. Наука, занимающаяся подоб­ными анализом и обобщениями, носит название «Сравнительная психология».

 Вне сравнительного  метода немыслима вся психология  различий (дифференциальная психология). Интересна модификация сравнительного  метода, распространенная в возрастной  психологии и носящая название  «метода поперечных срезов». Поперечные  срезы — это совокупность данных  о человеке на определенных  стадиях его онтогенеза (младенчество, детство, старость и т. п.), получаемых  в исследованиях соответствующих  контингентов. Подобные данные в  обобщенном виде могут выступать  в качестве эталонов уровня  психического развития человека  для определенного возраста в той или иной попу­ляции.

 Сравнительный метод  допускает использование любого  эмпирического метода при сборе  данных об объекте исследования.


Информация о работе Первая группа — организационные методы