Первая группа — организационные
методы
К первой относятся организационные
методы, на основе которых строится
исследование в целом, вся его
методология. К ним относится
сравнительный метод, имеющий самые
разные вариации, когда сопоставляются,
например, результаты нескольких испытуемых,
двух групп, сравниваются показатели,
получаемые по одинаковым (или разным)
методикам в разные периоды времени
(метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный
метод построен на длительном по времени
прослеживании психического развития
или изменения одних и тех же параметров
у одной и той же группы испытуемых. Это
“продольный срез” во времени, аналогичный
логике формирующего исследования. Комплексный
метод состоит в систематической организации
двух предшествующих способов познания,
в междисциплинарности подходов, методов
и методик.
. Сравнительный метод
Сравнительный метод заключается
в сопоставлении различных объектов
или различных сторон одного объекта
изучения в некоторый момент времени.
Снятые с этих объектов данные сравниваются
между собой, что дает основание
к выявлению отношений между
ними. Подход позволяет изучать пространственное
многообразие, взаимосвязи и эволюцию
психических явлений. Многообразие
и взаимосвязи исследуются или
путем сопоставления различных
проявлений психики у одного объекта
(человека, животного, группы) в определенный
момент времени, или путем одновременного
сопоставления разных людей (животных,
групп) по какому-либо одному виду (или
комплексу) психических проявлений.
Например, зависимость скорости реакции
от вида модальности сигнала изучается
на отдельном индивиде, а от половых,
этнических или возрастных особенностей
— на нескольких индивидах. Понятно,
что «одновременность», как и
«определенный момент времени», в
данном случае понятия относительные.
Они определяются длительностью исследования,
которая может измеряться часами, днями
и даже неделями, но будет ничтожно мала
по сравнению с жизненным циклом изучаемого
объекта. [11]
Особенно ярко сравнительный
метод проявляется в эволюционном
изучении психики. Сравнению подлежат
объекты (и их показатели), соответствующие
определенным стадиям филогенеза.
С современным человеком сравниваются
приматы, архантропы, палеоантропы,
данные о которых поставляют
зоопсихология, антропология, палеопсихология,
археология, этология и другие науки о
животных и происхождении человека. Наука,
занимающаяся подобными анализом и обобщениями,
носит название «Сравнительная психология».
Вне сравнительного
метода немыслима вся психология
различий (дифференциальная психология).
Интересна модификация сравнительного
метода, распространенная в возрастной
психологии и носящая название
«метода поперечных срезов». Поперечные
срезы — это совокупность данных
о человеке на определенных
стадиях его онтогенеза (младенчество,
детство, старость и т. п.), получаемых
в исследованиях соответствующих
контингентов. Подобные данные в
обобщенном виде могут выступать
в качестве эталонов уровня
психического развития человека
для определенного возраста в той
или иной популяции.
Сравнительный метод
допускает использование любого
эмпирического метода при сборе
данных об объекте исследования.