Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 15:18, контрольная работа
Изучив статью “ Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу” из журнала Психология развития (2008 год), я убедилась, что отцовство играет огромную роль в жизни каждого человека. Конечно, очень важно расти в благополучной семье, но в жизни бывают разные моменты, поэтому приходиться сталкиваться и с неблагоприятными ситуациями. В жизни у людей стоят разные цели, но у большинства это: получить высшее образование и создать свою ячейку общества, родить много детей и сделать всё для радости во взаимоотношениях с каждым из членов семейства.
В образовании семьи самую главную роль играет появление ребёнка. Этот маленький человек изменяет жизнь людей, передвигает семью на новый этап развития.
-Введение
- Первый опыт отцовства у мужчин
- Разница между двумя группами мужчин
- Заключение
Учреждение Образования Федерац
Кафедра профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин
Самостоятельная управляемая работа студента
по дисциплине: ”Основы психологии и педагогики”
на тему: “Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу ”
Скринник Анна Иосифовна
Содержание:
-Введение
- Первый опыт отцовства у мужчин
- Разница между двумя группами мужчин
- Заключение
Введение
Изучив статью “ Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу” из журнала Психология развития (2008 год), я убедилась, что отцовство играет огромную роль в жизни каждого человека. Конечно, очень важно расти в благополучной семье, но в жизни бывают разные моменты, поэтому приходиться сталкиваться и с неблагоприятными ситуациями. В жизни у людей стоят разные цели, но у большинства это: получить высшее образование и создать свою ячейку общества, родить много детей и сделать всё для радости во взаимоотношениях с каждым из членов семейства.
В образовании семьи самую главную роль играет появление ребёнка. Этот маленький человек изменяет жизнь людей, передвигает семью на новый этап развития.
Ребёнок всегда рождается чем-то похожим на своих родителей. Когда происходит зачатие, душа, устремленная получить новое тело ребёнка, попадает к родителям, которые должны быть у неё по судьбе. Это закон. Так же как положительный и отрицательный заряды притягиваются друг к другу, также из триллионов и биллионов живых существ родители и дети, с подходящей друг к другу судьбой, притягиваются друг к другу, движимые законами кармы. Т.е. какая сила приходит от родителей в момент зачатия, точно с такой же судьбой живое существо притягивается ей. И это просто материальные законы, как в физике. Судьба родителей похожа на судьбу ребёнка и всё. Не надо думать - ребенок похож на меня потому что я его родил, хромосомы так встали, значит он должен все делать как я.
Есть ещё тонкие особенности. Тонкое тело мальчика очень похоже на тонкое тело мамы, а тонкое тело девочки очень похоже на тонкое тело папы. Это значит, что сын имеет больше качеств, как у мамы, а дочка имеет больше качеств, как у папы, т.е. сын вырастает в маму, а дочка в папу по своим глубоким чертам характера. Но это не значит, что папа должен воспитывать девочку, а мама мальчика. Папа должен воспитывать мальчика, а мама должна воспитывать девочку. Что же тогда делать с этой совместимостью? Всё решается. Если в семье есть сотрудничество, взаимопонимание и любовь. Если мама любит папу, то мальчик тоже будет любить папу, потому что тонкое тело мамы имеет соответствие с тонким телом мальчика, и она будет передавать свою любовь к папе и сыну. Также, если папа уважает и ценит свою жену, то дети будут также очень ценить и заботиться о своей маме. Таким образом, надо понять, что здесь не бывает никаких компромиссов. Существуют такие закономерности, и от них никто и никогда не убежит. Поэтому, если родители не хотят относиться друг к другу хорошо, это означает, что они потеряли своих детей, и никаких шансов иметь хорошие отношения с детьми у них не будет.
Конечно, особую роль в семье играет мать. Ведь ещё до рождения ребёнка у неё появляется материнский инстинкт и она постоянно рядом с малышом. В этом случае, отцу сложнее осознать что у него есть чадо, которого надо любить, лелеять и воспитывать. Отцовский инстинкт развивается не сразу, у всех это происходит по-разному. Очень важно знать в какой семье воспитывался отец. Ведь по опыту, по воспоминаниям будет происходить дальнейшее развитие своего собственного ребёнка. Вообще отношение с отцом у мужчин оказывают влияние не только на воспитание детей, но и на дальнейшую судьбу, характер, мировоззрение.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что дети, растущие без отца, получают большее развитие гуманитарных способностей. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.
Первый опыт отцовства у мужчин
Наша статья показывает, как влияет собственный первый опыт отцовства у мужчин на отношение к своему отцу.
Известно, что индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от собственного опыта мужчины, от того, каким был его собственный отец. Этот опыт передается из поколения к поколению, от отца к сыну, внуку и дальше. Кроме того, ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов.
В передаче отцовского опыта задействован как механизм подражания (отец или дед как ролевые модели), так и критическая переработка отрицательного опыта (сын хочет быть лучше своего отца и избежать его ошибок).
Сейчас, когда многие дети реально живут без отцов, виртуальное отцовство стало еще важнее. Матери-одиночки часто сознательно дают своим детям героизированный образ отсутствующего отца, на которого те могут равняться, или дети сами придумывают такой образ.
Очень важно иметь хорошие отношения с детьми в детстве, чтобы в будущем дети всегда вспоминали только хорошие моменты и благодарили родителей за их воспитание и отношение. Существует ряд случаев, когда отцы оставляют семьи, а через некоторое время появляются, знакомятся уже с взрослым ребёнком и сожалеют, просят прощение за то, что не были рядом на протяжении всего процесса воспитания. Но, увы, очень мало процентов, когда дети прощают отцов.
Существует интересный факт, что у мужчин пол ребёнка играет большую роль, в отличие от женщин. Мужчины, с начала появления ребёнка на свет, стараются находить подход к малышу. В разных семьях происходит всё по-своему. Если в семье рождается мальчик, то отец берётся за воспитание, направленность на достижения, инициативу. А если рождается девочка, то тут уже проявляется заботливость, коммуникативность. Но, как правило, девочки всегда ближе по отношению с матерями. С ними проще найти язык, можно посоветоваться на любую тему, ведь мама всегда поймёт, разъяснит, пожалеет и никогда не оставит в беде.
А есть и такие отцы, у которых нет особого желания найти подход с ребёнком. И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром,
целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».
Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности.
Разница между двумя группами мужчин
В нашей статье мы видим, что проводилась масса исследований, которые показывают, как влияет опыт отцовства у мужчин на отношение к своему отцу. Для начала выделили 2 группы: ИГ - исследуемая группа и КГ - контрольная группа. В исследуемую группу вошли мужчины, имеющие одного ребёнка от 5 месяцев до 10 лет, в контрольную группу вошли мужчины, не состоявшие в браке и не имеющие детей.
Первое исследование проводилось с помощью методики Куна-Макпартленда “Кто Я?”.
В результате проведённой работы мы увидели, что мужчины, относящиеся к исследуемой группе, указывают на свою семейную позицию чаще, чем мужчины, входящие в контрольную группу.
Заметим и такой факт, что отцы уделяют больше внимания на свой статус, профессиональную деятельность, т.к. со временем они осознают, что такое работа и семья. Они понимают, что надо кормить семью, а для этого нужно быть отличным работником. Также мужчины из этой группы (ИГ) практически не указывают на наличие у них вредных привычек.
Однако мужчины с контрольной группы любят рассказывать о себе, для них характерна самопрезентация. Эти мужчины вполне спокойно могут назвать себя холостяками. То есть, они живут ради себя, у каждого из них присутствует доля эгоизма.
Второе исследование было получено с помощью сочинения “Мой Отец и Я”.
В результате исследования выяснилось, что мужчины, не имеющие детей, намного чаще употребляют слово “отец”. Мужчины с исследуемой группы больше говорят о самостоятельности, о воспитании. Они уже осознали, какого это- быть отцом, влились во взрослую жизнь и могут прожить без общения с родителями. То есть, мужчины, у которых нет детей, чувствуют оказание родительского влияния до сих пор. И отец для них выступает как авторитет и друг.
Отцы, у которых есть дети, могут увидеть какие-то ошибки в воспитании отца, могут избежать негативный опыт, понять, как в будущем не стоит поступать отцу.
Третье исследование проводилось с помощью методики модифицированного варианта методики Р. В. Овчаровой “Представление об идеальном родителе”.
Результаты методики показали, что в контрольной группе самым главным является утверждение о том, что хороший родитель должен жить для ребёнка и влиять на него, также родитель должен быть опытным и обязан вмешиваться в жизнь своего чада. Мужчины, входящие в эту группу считают, что отцы должны ставить ребёнка на первую позицию, должны быть всегда терпеливыми и понимающими к нему.
А исследуемая группа придерживалась высказывания о том, что идеальный родитель должен проводить с ребёнком много времени. Эти мужчины считают, что родитель должен быть требовательным, но терпеливым и понимающим. Также отец должен жить для ребёнка, влиять на него и проводить с ним много времени.
Четвёртое исследование показало, что между группами не существует различий.
Это исследование показало, что с появлением новой социальной роли, мужчина становится взрослее. Мужчины, имеющие детей, могут признать возможность неидеальных отношений со своими отцами. А мужчины из
контрольной группы могут только представлять, какими они будут в роли отца.
Опыт отцовства разрешает существование трудностей, даёт понять то, в чём ошибались их отцы. И можно заметить, что мужчины, у которых было сложное детство, стараются в обращении к собственному ребёнком быть мягче. Ответственному отцовству нужно учиться. Одним из звеньев гендерной педагогики должна быть подготовка мальчиков к усвоению отцовских ролей, что особенно важно в условиях малодетных семей и массовой безотцовщины. Попытки строить гендерное воспитание альтернативно, путем противопоставления отцовских функций материнским, принесут больше вреда, чем пользы.
С точки зрения
Э.Фромма отцовская любовь по сравнению
с материнской – любовь «требовательная»,
условная, которую ребенок должен заслужить.
Отцовская любовь не является врожденной,
а формируется, на протяжении первых лет
жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую
любовь ребенок должен соответствовать
определенным социальным требованиям
и отцовским ожиданиям в отношении способностей,
достижений, успешности. Любовь отца служит
как бы наградой за успехи и хорошее поведение.
В ребенке для отца воплощена возможность
продолжения рода, поскольку в соответствии
с традиционными нормами мужчина должен
воспитать наследника как продолжателя
рода, хранителя традиций и родовой памяти.
Таким образом, отец выполняет функцию
социального контроля и является носителем
требований, дисциплины и санкций.
Согласно
представлениям А.Адлера роль отца
в воспитании заключается в поощрении
активности, направленной на развитие
социальной компетентности. Если мать
предоставляет ребенку возможность ощутить
интимность человеческой любви, то отец
проторяет ребенку путь к человеческому
обществу. Отец является для детей источником
познаний о мире, труде, технике, способствует
формированию социально полезных целей
и идеалов, профессиональной ориентации.
Как отмечает
А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает
возможность принятия, отцовская же забота
побуждает к отдаче. И то и другое необходимо
для развития личности.
Информация о работе Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу