Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:13, доклад
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889[1], село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния[2], Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог икультуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурнойдинамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе.
Питири́м Алекса́ндрович
Соро́кин (23 января 1889[1], село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния[2], Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Масса
Основные теоретические
концепции Сорокина были направлены
на объяснение изменений в мире.
Среди них центральное место
занимает теория социокультурнойдинамики
Анализируя общественную реальность в
историческом срезе, Сорокин характеризовал
ее как иерархию различных социальных
и культурных систем, начиная с мелких
и кончая самыми крупными и объемными
- суперсистемами. Последние существуют
на протяжении столетий, охватывают все
виды социальных взаимодействий, все формы
материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию,
язык и т.д. В процессе анализа суперсистем
Сорокин особое внимание уделяет характеристике
культурных суперсистем, где главную роль
играют ценности. Эта категория занимает
в концепциисоциокультурной динам
В каждую историческую эпоху, согласно
трактовке социолога, доминирует и господствует
одна из культурных суперсистем, в структуре,
которой можно обнаружить как остатки
ее "предшественницы", так и ростки
"наследницы". Этот поиск составляет
важную задачусоциологии и должен осуществляться, в соответствии
с концепцией ученого, сквозь призму анализа
ценностей различного характера, к числу
которых в первую очередь относятся нормы
(как правовые, так и в особенности культурные
и моральные).
Сорокин рассматривал исторический процесс
через призму движения типов культур,
каждый из которых выступает как определенная
целостность. Таких основных типов социолог
выделяет три: чувственный, рациональный
(умозрительный), идеациональный. Первый
характеризуется преобладанием непосредственного
чувственного восприятия действительности,
второй - господством рационального мышления,
третий - доминантой интуиции. Каждый из
этих типов культуры находится в развитии
и присущ человеческому обществу на различных
этапах его прогресса.
Рассматривая процесс перехода от чувственной
культуры к идеациональной, Сорокин писал:
"Мы как бы находимся между двумя эпохами:
умирающей чувственной культурой нашего
лучезарного вчера и грядущей идеациональной
культурой создаваемого завтра. Мы живем,
мыслим, действуем в конце сияющего чувственного
дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего
солнца все еще освещают величие уходящей
эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся
тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступающих
сумерках. Ночь этой переходной эпохи
начинает спускаться на нас, с ее кошмарами,
пугающими тенями, душераздирающими ужасами.
За ее пределами, однако, различим рассвет
новой великой идеациональной культуры,
приветствующий новое поколение - людей
будущего" [Человек, цивилизация.., 1992.
С. 427].
В соответствии с концепцией социокультурной дин
Центральная категория в концепции социокультурной дина
Интерес социолога к проблемам социокультурной дина
Информация о работе Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин: жизнь и труды