Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:32, доклад
Социальная мобильность - это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры. Питирим Сорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Питирим Сорокин. Социальная мобильность.
Тооминг Е.Э. гр. 626 (6261)
Социальная мобильность - это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры. Питирим Сорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью, понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне. Перемещение некоторого индивида из баптистской в методистов религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужчины, так и женщины) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса , - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Такими же примерами являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды) в пределах одного социального пласта. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью, понимают те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и между слоями должны существовать некие, «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации…
В зависимости
от направления перемещения
Согласно
природе стратификации
Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из низшего пласта в существующий более высокий пласт; или создания такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в высший пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.
Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не нарушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал раньше; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в нарушении ее социального единства. В социологии, в основном, научному анализу поддевает именно вертикальная социальная мобильность. П. Сорокин определил ряд принципов вертикальной мобильности.
Первое утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях — экономической, политической и профессиональной.
Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.
Третье утверждение. Интенсивно
Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.
Пятое утверждение. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.
Литература: П. Сорокин «Человек, Цивилизация, Общество»