Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 18:39, контрольная работа
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «специалиста социальной работы, специалиста социальной работы». С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним.
Введение
Глава 1. Подготовка специалистов социальной работы.
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «специалиста социальной работы, специалиста социальной работы». С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним.Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:
- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);
- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).
В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [9; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:
Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [12; 9]:
В числе отрицательных сторон:
Есть и положительные стороны этой работы:
При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [13; 13]
Глава 2. Нравственные качества соц.работника.
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории "социальное благосостояние" и "социальное функционирование". Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования - развитие того, что соответствует социальной норме.
Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм "или-или". Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу "как то, так и другое". Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества - она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;
3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.
Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.
Рефлексия - профессиональное качество социального работника.
С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников.
1. Ложь как особая нравственность взрослых. Взрослые демонстрируют, что обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.
2. Ложь как необходимость принять помощь от профессионала, поскольку "…мы это делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь". Социальный работник представляет определенный социальный заказ, который, чаще всего, в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым. Он не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга.
3. Ложь как конфиденциальность. "Расскажи мне, что случилось, это останется между нами". Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто, кроме социального работника, сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.
4. Ложь как вознаграждение за конформность. "Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить". То, что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.
5. Ложь как отказ от ограничений. "Ты сможешь все, если захочешь". Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть подростка к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.
6. Ложь безграничной помощи. "Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать". Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не обязан стать другом и предлагать подлинную эмоциональную близость.
7. Ложь безусловного принятия. "Ты нравишься мне, но не твое поведение". Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях "нравится - не нравится" можно только поведение, но не личность - она всегда вне-ценна и не может быть предметом оценочных суждений. Подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, что испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например на родителей подростка). Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации, поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.
Информация о работе Подготовка специалистов социальной работы