Подростки как особый объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы:
- охарактеризовать особенности подростков
- рассмотреть подростков, как объект социальной работы

Файлы: 1 файл

Подростки как особый объект социальной работы на проверку.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких  взрослых. Нуждаясь в родителей, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, о стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат- все это препятствует успешному развитию личности подростка.

Конфликты возникают при отношении  родителей к подростку как  к маленькому ребенку и при  непоследовательности требований, когда  от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Обычно семья относится  к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями:

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что  ребенок взрослеет, и что с  этим надо считаться, изменяя стиль  взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у  него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы.

Семья отчужденная. В  этой семье к подростку относятся  так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения  с ним, и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии. ( 1, с 46).

Семья авторитарная по сложившимся  стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его несостоятельным в реальных отношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Подросток  в такой семье вырос под  пристальным вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям.

Подростки, живущие в  деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идти своим путем. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.

Школа – еще один важнейший общественный институт, дающий детям систематическое образование, подготовку к труду.

В подростковом возрасте, как и в детстве, ребенок продолжает посещать школу или переходит  в училище. Однако меняется его внутренняя позиция по отношению к школе  и учению. Так, если в детстве в  младших классах, ребенок был  психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве.

Подросток, не игнорируя  ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений – игра, то в подростковом возрасте этой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия. Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот  период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. (5. с 89.).

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако, нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной – либо неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые.

В подростковом периоде  происходит становление различных  по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит  в это время за пределы школы  и выделяется в самостоятельную  важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери.

В сверстниках подросток  ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разные периоды этого возраста существует своя иерархия этих ценностей, но одно всегда стоит на первом месте – товарищеские качества.

Подростковый возраст  характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

 Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же период происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения в средних классах.

 

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

 

Список использованных источников.

1. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., Просвещение, 1968

2. Выготский Л.С. “Педология подростка” Москва, 1984 г

3. Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.

4. Кулагина И.Ю. “Возрастная психология” Москва, 1998 г.

5. Немов Р.С. “Психология развития” Москва, 1998 г.

6. Рубинштейн С. Л «Основы общей психологии». – М., 1989

7. Ребзуев Б.Г. Потребительское поведение подростков// Вопросы психологии.- 2006. - № 2

8. Хрестоматия по общей психологии. Субъект деятельности. Под

ред. В. В. Петухова.—М.:2000.

9. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - 2003. - №

10. http://ne-kurim.ru/articles/stat/podrostkovoe-kurenie/

 




Информация о работе Подростки как особый объект социальной работы