Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:13, контрольная работа
Возникновение социологии как наиболее общей науки о человеческом обществе стало возможным благодаря развитию несколь¬ких предпосылок.
С одной стороны, благодаря утверждению новой пара¬дигмы науки, нового объективистского типа мышления, согласно кото¬рому научное знание должно опираться на объективную реальность, а не строиться на основе метафизических и спекулятивных представлений об обществе.
Политика в одно и то же время является и источником мотивации, и «аккумулятором» нереализованных социальных практик. Для абсолютного большинства людей «реальная политика» всегда остается «обратной стороной Луны», видимой только в «телескоп» средств массовой информации. Однако зеркало этого телескопа обладает одним коварным свойством: отражая, транслируя и многократно увеличивая информацию о политической действительности, оно само становится новой политической практикой, новой политической действительностью, порой существенно отличной от первоначальной.
Приблизиться к раскрытию подлинного смысла реальной политики способны только политические науки в своих различных видах и направлениях. Политика является объектом изучения многих направлений в науке. Наиболее значимыми из них являются политическая наука и политическая социология. Признание наличия различий между этими двумя науками остается по-прежнему предметом жарких научных споров.
Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30-50-е годы XX в., т. е. спустя несколько десятилетий после того, как сформировалась и была институционализирована политическая наука.
Возможно, и поэтому предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук.
Политическая наука, как более ранняя и самостоятельная область знаний, начала процесс своего формирования еще во второй половине XIX столетия. Известно, что во многих университетах США отделения политических наук были созданы в конце XIX — начале XX в., а Американская ассоциация политических наук образовалась в 1903 г. В европейских университетах этот процесс проходил значительно позднее. Международный коллоквиум политологов, организованный под эгидой ЮНЕСКО в Париже в 1948 г.,определил четыре группы тем, изучаемых политической наукой:
Ø политическая теория и история политических идей;
Ø политические институты и их сравнительный анализ - конституция, центральное, региональное и местное правительства, государственная администрация, экономические и социальные функции правительственных органов;
Ø политические партии, группы и ассоциации, участие гражданина в правительстве и государственной администрации, общественное мнение;
Ø международные отношения - международная политика, организации и право.
После Второй мировой войны политической социологии удается выделиться в самостоятельную область знания.
С точки зрения Ж.Т.Тощенко, политическая жизнь гражданского общества является объектом политической социологии. Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется, прежде всего, в направленности политического сознания и политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются людьми, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами.
В 1957 г. Р. Бендикс и С. Липсет предложили утвердить за политической социологией следующие проблемные поля:
Ø поведение электората в избирательных кампаниях, анализ общественного мнения;
Ø процесс принятия политических решений;
Ø идеология политических движений и групп давления;
Ø политические партии, группировки и проблема олигархии;
Ø управление и государственная администрация.
Сегодня многие зарубежные и отечественные ученые полагают, что на уровне понятий и теорий эти науки малоразличимы. Они, подобно М. Дюверже, полагают, что в самом общем смысле эти два понятия (политическая социология и политические науки) синонимичны.
Политическая социология исследует социальное действие людей в сфере государственной власти и политики (политическое действие).
Отсюда и определения политической социологии, подобные тому, которое предлагал в авторитетном «Словаре социальной мысли XX века» Т. Боттомор, в котором обращается внимание на то, что первоначально предмет науки был сфокусирован на изучении политических партий, электоральных систем и электорального поведения, социальных движений, политического лидерства и элит, бюрократии, национализма и формирования национальных государств, типов политических систем и политического изменения.
В дальнейшем ее предмет расширился и стал включать в себя также проблемы исследования общественного мнения и социальной основы политических конфликтов, политического насилия, политического экстремизма и терроризма.
Другие настаивают на том,
что различия есть в предмете исследования, и они существенны. Определяя линию,
разделяющую социологию и политическую
науку, Н. Дж. Смелзер утверждает:
«Фокус научной дисциплины <...> может
быть охарактеризован перечнем зависимых
и независимых переменных, которыми занимается
исследователь».Социология може
Р. Бендикс и С. Липсет придерживаются этой же точки зрения, утверждая, что «политическая наука начинает с государства и исследует, как оно воздействует на общество, а политическая социология начинает с общества и изучает, как оно влияет на государство».
«Политическая социология, — пишет Г.П. Артемов, — это отраслевая социологическая наука, и уже поэтому ее предмет не может совпадать с предметом политологии». Согласно его мнению, обе науки изучают сферу взаимодействия государства и общества, но каждая из них рассматривает ее с различных сторон. Политическая социологияначинает исследование политики с общества и анализирует его влияние на государство (формальные институты распределения и осуществления власти), а политология начинает с государства и анализирует его влияние на общество. Соответственно, первая дисциплина акцентирует внимание на поведенческих аспектах политики, а вторая — на институциональных.
Для политической социологии политические
институты «являются
Политологию прежде всего интересуют политические институты как самостоятельные части политической действительности, регулирующие поведение людей в сфере политических отношений.
Политическую социологию, напротив, в большей мере интересуют действия людей, осуществляемые ими в политической действительности посредством создания и использования политических институтов.
Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп.
Для политической социологии важен, прежде всего, анализ взаимодействия индивидов, социальных общностей и политических институтов по поводу власти; исследование механизмов превращения социального в политическое, а конкретно — как формируется и выделяется из социальной общности носитель политической власти, политический субъект. В этом случае политическая социология может давать эмпирический материал конкретного характера для общей теории политики. Следовательно,политическая социология изучает политические институты и процессы в их социальном контексте. Она исследует то, каким образом политические феномены влияют на другие аспекты общества и какому влиянию со стороны последних подвергается она сама.
В рамках политической социологии исследуются:
Ø политическое поведение больших и малых социальных групп,
Ø их политические ценности и политические ориентации,
Ø роль общественного мнения в политике,
Ø социальная база политических режимов и политических партий, а также другие проблемы.
Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе группы и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее отдельном элементе. Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфункции, напряженность, политические конфликты и экстремизм.
С точки зрения Ж.Т.Тощенко, политическая социология сосредоточивает свое внимание на изучении политической жизни различных структур, политических притязаний людей, классов, социальных групп, направляемых политическими партиями, а также политических отношений данной общественно-политической системы. Политическая социология анализирует процессы согласования политических интересов с объективными закономерностями общественного развития, формы и методы предотвращения коллизий, политических катастроф и конфронтации (вплоть до революции как способа решения противоречий).
Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведение людей, воплощающиеся в деятельности государственных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.
В рамках социологического исследования принято выделять два подхода: макросоциологический, или общесоциологический, и микросоциологический.
Первый подход имеет дело с социальными основами власти, воздействием социально-классового и группового конфликта на политические институты и обратным влиянием политических институтов на поведение социальных страт (классов и групп).
Второй подход сосредотачивает основное внимание на конкретных процессах и политических институтах как социальных организациях, исследуя их формальные и неформальные структуры, типы руководства, способы урегулирования конфликтов и отношения с другими социальными организациями.
В развитии социологического подхода к политике наука во многом обязана работам К. Маркса и М. Вебера.
Марксизм стимулировал работу по прослеживанию воздействий социально-экономической и классовой структур на политическое поведение.
М. Вебер был первым, кто стал анализировать в социологическом исследовании политические институты как самостоятельные факторы социальных изменений.
В XX столетии научный поиск в политической социологии на долгие десятилетия был определен бихевиористским движением и исследованиями политического поведения (Ч. Мерриам, К. Боулдинг). В настоящее время важными направлениями научного поиска в политической социологии выступают такие комплексы проблем, как:
Ø организованное поведение;
Ø политические элиты;
Ø власть и политическое господство;
Ø общественное мнение;
Ø социальная и групповая основы политического конфликта;
Ø социальные характеристики, связанные с электоральным поведением и политическим участием.
4. Функции политической
социологии и ее
Политическая социология
как наука выполняет определенн
Познавательная функция заключается в теоретическом осмыслении политической действительности на основе раскрытия принципов и закономерностей ее развития, выявления причинно-следственных связей и отношений.
Прогностическая функция состоит в том, что на основе знания закономерностей политического развития, причинно-следственных связей и отношений, политическая социология способна строить кратко-, средне-и долгосрочные прогнозы в сфере политики и управления, в избирательных кампаниях и политических конфликтах.
Функция социального проектирования выражает практическое отношение социологии к политической действительности. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей и институтов, но и политических партий или движений. В странах с развитыми институтами гражданского общества большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция политической социологии состоит в том, что на основе научных данных о политической действительности она способна осуществлять управление политическими процессами, активно участвовать в управлении избирательными кампаниями или политическими конфликтами.
Концептуализация предмета политической социологии требует систематизации ее основного категориального аппарата. В этом плане следует особо подчеркнуть два момента, связанных с его происхождением.