Половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:43, доклад

Описание работы

Половое воспитание система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Файлы: 1 файл

половое воспитание.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 На протяжении  десятилетий педагогика оставалась  по сути "бесполой": не принимались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.

 В связи  с переоценкой многих казавшихся  ранее незыблемыми норм происходит  переориентация современной отечественной  педагогики и в вопросах полового  воспитания. Особенности развития  детей, связанные с их принадлежностью  к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.

 Теоретические  основы современной стратегии  полового воспитания наиболее  полно сформулированы Д.В.Колесовым  и Н.В.Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.

 Половая принадлежность  является важнейшим стержнем  формирования личности. Следовательно,  формирование в детях эталонов  настоящего мужчины и женщины  и потребности следовать этим  эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

 Половое влечение  должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане  привития педагогически приемлемых  способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.

 Необходимо  предупреждать преждевременное  осознание ребенком некоторых  проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться  не в отказе от обсуждения  с детьми и подростками этих  вопросов, а в своевременном, но  не чрезмерном их сексуальном  просвещении.

 Краеугольным  понятием системы полового восстания  Колесов и Сильверова считают  понятие о социальной сущности  человека, усвоение которого выступает  важнейшей из педагогических  задач. Оно предполагает наличие  у ребенка соответствующего его  уровню понимания, но верного представления о социальной природе человека в единстве биологического и социального, принципиальной несводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и в то же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.

 Другим основным  понятием является понятие о  сущности половых различий и  значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку  осознанного понимания значения  своего пола, уважения к противоположному  полу и понимания его отличий  от собственного. 

 Задачи полового  воспитания, таким образом, заключаются  в формировании общественно полезных  установок личности в различных  аспектах взаимоотношений между  представителями противоположных  полов, которые бы обеспечивали  сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи, ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфические половые особенности (физического и психологического характера) противоположного пола в процессе трудовой деятельности и общения.

 В связи  с этим, дефектным выступает такой  стиль полового воспитания, при  котором задается ложное направление  проявлениям психосексуального  развития ребенка, либо они  просто подавляются (эти два  момента тесно взаимосвязаны и порождают друг друга). Дефектное половое воспитание почти исключительно связано с некомпетентностью воспитателей. Ее основные проявления: незнание особенностей сексуального развития ребенка и соответственно неверная реакция на это развитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, а также неверные установки по отношению к детям. Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим.

 Подавление  естественных реакций - не только  половых, но и просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.

 Излишне строгое,  предполагающее изоляцию от лиц  противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения.

 Выработка  неприязни к противоположному  полу, подавление любых проявлений  половой сущности и интересов.

 Сглаживание  половых различий, своеобразная  половая унификация; уход от детских  вопросов и выдача неверных  ответов.

 Привитие  исключительного отношения к  целомудрию, своеобразная фетишизация  невинности и девственности.

 Для того  чтобы эти ошибки не были  совершены, а уже совершенные  преодолены, необходимо воспитание  уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.

 Эффективность  полового воспитания зависит  от учета связанных с полом  особенностей развития ребенка  на всех возрастных этапах, начиная  с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.

 Психологическими  наблюдениями установлено, что  одни и те же особенности  внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения, а мальчиков - те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений.

 Мужчина и  женщина биологически и психологически  различаются по своему месту  и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.

 Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков  и девочек в соответствии с  идеалами мужественности и женственности  основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания - личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые образцы.

 Правильное  половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.

 Формирование половых стереотипов обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями" друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.

 Половое воспитание  дошкольника должно включать  ознакомление с элементарными  сведениями о половых различиях  и деторождении. Но еще более  важным является опыт "неполовой"  любви к родителям и сверстникам  - залог нравственности в зрелом  возрасте.

 Поступление  в школу знаменует начало нового  ответственного этапа полового  воспитания. Взаимоотношения со  сверстниками противоположного  пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель  как авторитетный носитель знаний  и образцов поведения. В современной школе большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения. Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.

 Роль полового  воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек - к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений ( в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных.

 Важным аспектом  полового воспитания является  сексуальное просвещение.. Опыт стран,  где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное  информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии, чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений. 

Половое воспитание, система медико-педагогических мер  по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения  к вопросам пола. Цель П. в. — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т. е. укреплению брака и семьи. Следовательно, П. в. связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами, где тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты. В течение многих веков трактовка вопросов П. в. определялась традициями, освященными религией. Только в 20 в. начались попытки научного подхода к проблемам П. в.; во 2-й половине 20 в. повсеместным становится интерес к ним со стороны не только специалистов-педагогов, сексологов и др., но и общественности, государственных органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих капиталистических стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни ("единая половая мораль — свободная любовь"), с ростом венерических заболеваний, абортов и родов у несовершеннолетних и т.д. 

Во многих странах (США, Швеция, ФРГ, ГДР и др.) проводится преимущественно половое просвещение  — подробное ознакомление детей  и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного  возрастов) с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. 

В СССР П. в. включает половое просвещение на более  позднем этапе (начиная с 8-го класса средней школы). Принципы П. в. вытекают из общих принципов воспитательной работы (см. Воспитание): оно проводится как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодёжных организациях и т.д. на основе единого подхода со стороны родителей, педагогов и воспитателей, медицинских работников; имеет дифференцированный — в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребёнка (родителей) — и поэтапный (преемственный) характер; подразумевает сочетание с благоприятной нравственной атмосферой и гигиеническими условиями. 

Информация о работе Половое воспитание