Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:43, доклад
Половое воспитание система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
На протяжении
десятилетий педагогика
В связи
с переоценкой многих
Теоретические
основы современной стратегии
полового воспитания наиболее
полно сформулированы Д.В.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
Половое влечение
должно не подавляться, а,
Необходимо
предупреждать преждевременное
осознание ребенком некоторых
проявлений сексуального
Краеугольным
понятием системы полового
Другим основным
понятием является понятие о
сущности половых различий и
значении половой
Задачи полового
воспитания, таким образом, заключаются
в формировании общественно
В связи
с этим, дефектным выступает такой
стиль полового воспитания, при
котором задается ложное
Подавление естественных реакций - не только половых, но и просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.
Излишне строгое,
предполагающее изоляцию от
Выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов.
Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.
Привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.
Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.
Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.
Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те же особенности внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения, а мальчиков - те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений.
Мужчина и
женщина биологически и
Дифференцированное,
индивидуальное воспитание
Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.
Формирование половых стереотипов обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями" друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.
Половое воспитание
дошкольника должно включать
ознакомление с элементарными
сведениями о половых
Поступление
в школу знаменует начало
Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек - к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений ( в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных.
Важным аспектом
полового воспитания является
сексуальное просвещение.. Опыт стран,
где оно широко практикуется,
показывает, что тактичное и своевременное
информирование о проблемах взаимоотношения
полов не влечет в принципе негативных
изменений полового поведения подростков
и юношей. Этим фактом опровергаются существующие
опасения, что информированность в вопросах
секса приводит к распущенности. Сексуальное
просвещение, начатое на ранних этапах
становления личности, предваряет возникающий
у детей естественный интерес к данным
проблемам, избавляет их от многих заблуждений
и травм. Оно способствует предотвращению
различных отклонений в психосексуальном
развитии, чреватых последующими сексуальными
нарушениями и дисгармонией семейных
отношений.
Половое воспитание,
система медико-педагогических мер
по воспитанию у родителей, детей, подростков
и молодёжи правильного отношения
к вопросам пола. Цель П. в. — способствовать
гармоничному развитию подрастающего
поколения, повышению сексологических
знаний, полноценному формированию детородной
функции, чувства ответственности за здоровье
и благополучие будущей жены (мужа), детей,
т. е. укреплению брака и семьи. Следовательно,
П. в. связано со сложными медико-педагогическими
и социальными проблемами, где тесно переплетаются
физиолого-гигиенические, педагогические,
морально-этические и эстетические аспекты.
В течение многих веков трактовка вопросов
П. в. определялась традициями, освященными
религией. Только в 20 в. начались попытки
научного подхода к проблемам П. в.; во
2-й половине 20 в. повсеместным становится
интерес к ним со стороны не только специалистов-педагогов,
сексологов и др., но и общественности,
государственных органов. Это связано,
в частности, с распространением среди
молодёжи многих капиталистических стран
взглядов, отрицающих какие-либо ограничения
и моральные нормы в половой жизни ("единая
половая мораль — свободная любовь"),
с ростом венерических заболеваний, абортов
и родов у несовершеннолетних и т.д.
Во многих странах
(США, Швеция, ФРГ, ГДР и др.) проводится
преимущественно половое
В СССР П. в. включает
половое просвещение на более
позднем этапе (начиная с 8-го класса
средней школы). Принципы П. в. вытекают
из общих принципов воспитательной
работы (см. Воспитание): оно проводится
как составная часть общего комплекса
учебно-воспитательных мероприятий в
семье, дошкольных учреждениях, школе,
молодёжных организациях и т.д. на основе
единого подхода со стороны родителей,
педагогов и воспитателей, медицинских
работников; имеет дифференцированный
— в соответствии с полом, возрастом и
степенью подготовленности ребёнка (родителей)
— и поэтапный (преемственный) характер;
подразумевает сочетание с благоприятной
нравственной атмосферой и гигиеническими
условиями.