Положение инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
Политика инвалидности: основные подходы к анализу………………
История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам………………………………………………………………………....
Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

положение инвалидов в современной россии.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по здравоохранению и социальному  развитию

ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия»

 

Кафедра Социальной работы, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема контрольной  работы Положение инвалидов в современной России

 

По дисциплине Опыт социальной работы с различными группами населения

 

По специальности  бакалавр социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

                Работу выполнила: Глухова Татьяна Александровна

                Домашний адрес 454084 г.Челябинск, ул. Калинина д.2 кв.83

                Контактный телефон 8-904-973-2874

                Факультет Клинической психологии, социальной работы. Высшего сестринского образования и менеджмента форма обучения заочная

                 Курс 4           № группы 486

                 Проверил

                 Оценка

 

 

 

 

 

Челябинск, 2013

План

   

Стр.

 

Введение…………………………………………………………………..

Политика инвалидности: основные подходы  к анализу………………

История развития и современное  состояние социальной помощи инвалидам………………………………………………………………………....

Формы и методы решения  социальных проблем инвалидов

Заключение

Список литературы

 
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр.

Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

  1. Политика инвалидности: основные подходы к анализу

Интерес к факторам социального  неравенства и способам его преодоления является важной тенденцией мировой и отечественной социологии прав человека и социальной политики и выступает на современном этапе в качестве насущного вопроса в обсуждении развития всего российского общества. Бедность, инвалидность, сиротство, права человека, формы и принципы социальной политики все чаще оказываются в фокусе исследований. В современном отечественном контексте проблемы социальной политики имеют свою постсоветскую специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни, а также наследием социалистических принципов управления экономикой и культурой. Отчасти это влияет и на характер научных исследований современной социальной политики. И хотя в определениях социальной политики в учебных пособиях и курсах лекций уже можно встретить упоминание активной роли населения, третьего сектора в формулировании приоритетов социальных реформ, все же гораздо чаще категории населения представлены реципиентами, а государство - единственным автором социальных и политических изменений.

В связи с этим в целом ряде зарубежных и отечественных исследований дети и взрослые с инвалидностью показаны адресатами социальной политики, объектами заботы, неким обобщенным грузом, который приходится нести заботящимся о них близким, обществу, государству. Такие работы можно проранжировать от ценностно-нейтральных трудов, излагающих экономические и правовые основы социальной политики в отношении инвалидов в аспектах занятости, социальной защиты, - до публикаций, проникнутых чувством превосходства авторов над «объектами» их повествований5. Растет число публикаций, которые можно отнести к патерналистскому дискурсу. Авторы рассуждают с позиций власть имущего большинства, принимают на себя роль государственной бюрократии, экспертов-медиков, психологов, рассуждая об инвалидах как объектах государственной опеки или сводя их судьбы к истории болезни. Сюда же относятся работы рецептурного характера о том, как проводить социальную реабилитацию инвалидов, как их лечить и ставить им диагноз.

Вместе с тем существует и  такая исследовательская традиция, которая представлена критической  перспективой анализа социальной политики в отношении инвалидов, а также привлекает внимание к жизненной активности самих людей с инвалидностью. Исследования жизненного опыта, самоопределения и биографий инвалидов с применением методологии качественного интервью дают свои первые результаты. К новой и яркой когорте таких исследований относятся работы СВ. Егоровой, посвященные анализу проактивных жизненных стратегий, способах социальной интеграции инвалидов посредством их предпринимательской деятельности, Н.Ю. Даниловой о коллективных действиях ветеранов войны в Афганистане (включая инвалидов этой войны) в контексте государственной социальной политики, Э.К. Наберушкиной о политике занятости и социального обеспечения инвалидов, Е.Р. Ярской-Смирновой  о проблемах определения инвалидности, семьи и биографической мобильности инвалидов. Фундаментальное построение теоретических и методологических оснований социологического исследования, проводимое в указанных работах, позволяет не только осуществить глубокую проработку и приращение предметного поля социологии инвалидности, но и расширить прикладную сторону понимания целей и ресурсов социального развития российского общества на современном этапе.

В 1980-90-е годы на Западе происходит трансформация в общественном понимании природы инвалидности и, соответственно, тех способов, мер и услуг, которые необходимы для гарантии полной экономической и социальной интеграции инвалидов. В центре этой трансформации был рост числа организаций, контролируемых и возглавляемых самими инвалидами. В связи с этим и появились проекты и публикации, которые поднимали такую тему, как «политика инвалидности».

К. Шринер и Л. Охс, которые, анализируя практики исключения в истории и современности Соединенных Штатов, демонстрируют комплексные корреляции между инвалидностью, зависимостью и девиацией в развитии американской политической мысли по поводу того, каковы должны быть квалификации для участия в электоральной политике. И хотя голосование на выборах признается в качестве фундаментального права, были необходимы существенные конституционные и законодательные реформы, чтобы прекратить исключение индивидов на основе расы, класса, пола и, в особенности, статуса интеллектуального и когнитивного развития. Исследование представляет политические и юридические аргументы в пользу конституционных реформ, связанные с защитой основных прав.7

В своем исследовании «Политика инвалидности» на основе интервью с инвалидами, которые были лично вовлечены в рост движения инвалидов, М. Оливер и Дж. Кэмпбелл воссоздают новую коллективную историю, которая проливает свет на политику 1980-х годов и представляет взгляд на будущее политическое развитие в 1990-х годах и в XXI веке.8 Можно ли найти какие-либо соответствия этой динамики и того развития в общественном движении инвалидов, которое мы наблюдали в 1990-е - начале 2000-х годов в России? Н.Ю. Данилова полагает, что общественная активность, коллективные действия социальной группы формируются в значительной степени под влиянием государственной социальной политики. В самом деле, именно в рамках социальной политики определяется гражданско-правовой статус членов группы, разрабатываются соответствующие этому статусу механизмы социальной поддержки граждан, а следовательно, задаются основные параметры и определяются возможности и барьеры общественной активности членов движения. С другой стороны, на Западе, как известно, именно социальный активизм инвалидов и исследовательская активность способствовали серьезным изменениям государственной политики, а также внутренней политики различных организаций и учреждений.

Анализ мероприятий  и программ в отношении инвалидности (disability policies), проведенный американскими исследователями, убеждает, что политика преследовала две стратегии достижения равноправия людей с инвалидностью. В первом случае идентифицировались категории лиц с инвалидностью, и им предоставлялись специализированные услуги. Во втором случае категории услуг предоставлялись людям с инвалидностью на особых основаниях. В обоих случаях люди с инвалидностью представляются такой особой категорией людей, что общество вовсе не должно приспосабливаться к тому, чтобы адаптироваться к их присутствию. Новые стандарты справедливости и равенства, принятые Законом об американцах с инвалидностью, делают подобные специализированные услуги неподходящими и предлагают стратегию для включения потребностей инвалидов в мейнстримные процессы политики.

Характер влияния любых программ и мер на инвалидов зависит от концептуальной модели инвалидности, на которой основана эта программа. В течение последней четверти столетия доминирующей парадигмой инвалидности в США была модель миноритарной группы. Эта модель идентифицирует дискриминацию как первичный барьер, с которым сталкиваются люди с инвалидностью в их стремлении к полному социальному участию, и утверждает стратегии гражданских прав как подходящую политическую реакцию. Предлагается альтернативная модель инвалидности, основанная на понятии человеческой вариации, что предполагает дополнительные стратегии достижения цели интеграции инвалидов.

Роберт Дрэйк полагает, что поскольку  в любом обществе гораздо больше не-инвалидов, чем инвалидов, неудивительно, что преобладающие нормы и  ценности отражают интересы большинства и могут подчинить себе интересы меньшинства. Тс же нормы составляют ядро современной политики инвалидности. Модели политики инвалидности, воплощаемые в различные периоды функционирования разных государств, у Дрэйка раскрыты в следующей типологии. При негативной политике государство активно отрицает гражданские и общечеловеческие права инвалидов. В модели невмешательства государство играет минимальную роль в жизни инвалидов. Мозаичная модель состоит в следующем: государство реагирует на инвалидность, но бессистемно и поверхностно, возможно, в силу давления и обстоятельств, но не желая создать и внедрить целостную и аккуратно спланированную стратегию. Так называемая максимальная политика означает стратегический подход государства, цель которого - идентифицировать и отреагировать на целый ряд проблем, вызываемых инвалидностью. Однако даже в этой модели государство полагает инвалидность результатом индивидуальных нарушений, а не конфигурации общества, вследствие чего фокус политики остается на потребностях изменить физиологию инвалидов, и реакция включает конструирование и поддержание сети услуг, нацеленных на излечение и улучшение условий индивидов. При этом даже те услуги, которые нацелены на интеграцию инвалидов, начинаются с идентификации и номинации их диагноза, тем самым сегрегируя инвалидов от общества.

В России мы имеем дело как раз  с данной моделью. Это ярко проявляется, например, в экономическом аспекте социального гражданства инвалидов, где пересекаются интересы рынка и государства. Работодателю зачастую удобнее осуществлять благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда в соответствии с индивидуальными потребностями работника. А система социальной защиты в современных капиталистических государствах в большей степени управляется категориями рыночной полезности человека. Иллюстративна и политика высшего образования инвалидов, которая, хотя и предоставляет неплохие шансы, но не дает права выбора программы и места обучения.

Последняя в типологии Дрэйка модель политики инвалидности - модель социальных и средовых изменений: государство признает свою ответственность служить всем гражданам и признает, что инвалидность есть продукт общества и окружения, созданного не-инвалидами для инвалидов; результат такого подхода - это гарантия гражданства. Отметим, что понятие социального гражданства включает целую совокупность прав: от «права на минимальный уровень экономического благосостояния и социального обеспечения до права пользования накопленным общественным богатством и права на достойное существование в соответствии с жизненными стандартами общества». Однако некоторые граждане в иных государствах имеют лишь часть из тех прав, о которых писал Т. Маршалл в своей классической работе.11 Так, если в развитых странах доступ инвалидов к физической инфраструктуре гарантирован в силу мощного технологического прогресса, то развивающиеся страны сильно отстают в этом вопросе, изолируя людей с инвалидностью от полноценного участия в жизни общества. Жизненные траты инвалидов выше, чем расходы у не-инвалидов, в связи с чем им трудно нести дополнительные затраты, связанные с образованием. В результате они оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за их низкого социально-экономического статуса, проблем с поиском работы и зависимости от статуса клиента.

Социальная критика фокусируется на тех практиках, которые исключают людей из отношений полного гражданства. Быть гражданином означает иметь возможность (но не обязанность) принимать участие в решениях, которые создают или меняют контуры общества, возможность участвовать в таких ключевых функциях, как работа, досуг, политические дебаты, путешествия и религиозные практики. Очевидно, что способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает степень реализации их социального гражданства.

Понятие социального гражданства  инвалидов обретает новое звучание в концепции независимой жизни. Философия независимой жизни  во всем мире определяется как возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие подразумевает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. В мире существуют такие организации инвалидов, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни, они появляются и в России. Вместе с тем далеко не все общественные или предпринимательские организации инвалидов разделяют данные принципы.

Информация о работе Положение инвалидов в современной России