Понимающая социология и теория социального действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Центральная проблема Вебера — связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей.

Содержание работы

1 часть. Реферат. «Понимающая» социология М.Вебера. Метод «идеальных типов»……………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………….3
Понимающая социология и теория социального действия……………5
Метод «идеальных типов»……………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………17
2 часть. Задания для самостоятельной работы………………………………….18
Задание № 1. ………………………………………………………………18
Задание № 2………………………………………………………………..24
Список использованной литературы и источников…………………………….26

Файлы: 1 файл

Социология +.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной  деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с муниципалитетом. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, не соответствующим правилам и задачам организации. Концепция рациональной бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, — это одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться.

Коллектив - собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. Противоположным понятием является «индивидуализм».

Организация – представляет собой общественный механизм, создание которого преследует коллективные цели, деятельность которого каким-то образом управляется, и который каким-то образом отделён от окружения.

В области социальных наук организации изучаются учеными  из нескольких дисциплин, наиболее распространенными из которых являются социология, экономика, политология, психология, управление и организационные коммуникации. В более широком значении организациями занимаются такие науки, как организационные исследования, организационное поведение и организационный анализ. Таким образом, существуют несколько различных теорий, причем некоторые из них совместимы, некоторые являются конкурирующими.

Само слово происходит от греческого слова органон, означающего  «инструмент». Этот термин используется в повседневной речи и научной терминологии в нескольких значениях.

Организацией могут  называть:

Процесс, связанный с  организацией в настоящее время  чего-либо.

Организация, как субъект (юридическое лицо), предприятие  и государственный орган (организация в качестве постоянной структуры).

Организация как институт (организация, как фактически существующая в обществе, но официально не зарегистророванная структура).

Социальное управление – это управление людьми, объединенными в большие или малые социальные организации, вне которых не мыслимо существование человека.

 

Разделение  труда - экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста. Общий производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм.

Является причиной повышения  общей производительности труда  организованной группы специалистов (синергетический  эффект) за счет:

Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций

Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями

Концепция разделения труда  довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного  трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Выделяют общественное разделение труда — распределение  в обществе социальных функций между  людьми — и международное разделение труда.

Разделение труда привело  в современном мире к наличию  огромного множества различных профессий и отраслей. Ранее (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить непрерывным внедрением разделения труда. Благодаря обмену результатами труда, то есть торговле, разделение труда становится возможным в обществе.

С точки зрения бизнес-инжиниринга, разделение труда — есть функциональная декомпозиция бизнес-процессов. Часто удается выделить в отдельный вид, такую часть функций, которую затем становится возможным поручить автоматике или машине. Таким образом, разделение труда продолжает происходить и сегодня и имеет тесную связь, например, с процессами автоматизации. В сфере интеллектуального труда, также возможно и весьма полезно его разделение.

Разделение труда является первым звеном всей системы организации  труда. Разделение труда - это обособление  различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждая их которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам.

Руководитель -  лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидер - приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем  же лицом, то взаимоотношения между  ними могут способствовать эффективности  совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции Л. и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего Л. в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции Л. и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций Л. и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.

Лидерство – идейное руководство какой-либо группой. Различают:

— формальное лидерство  — процесс влияния на людей  с позиции занимаемой должности;

— неформальное лидерство  — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

 

 

 

 

                

Задание №2.

Тест.

1. Что понимается под  коллективом:

А. сплоченная организованная группа;

Б. диффузная группа;

В. профессиональная группа;

Г. ассоциация?

2. Кто выступает главным  субъектом развития коллектива  на его начальной стадии:

А. "ядро" коллектива;

Б. коллектив в целом;

В. лидер коллектива;

Г. руководитель коллектива?

3. Какой стиль руководства  коллективом характерен для высшей  стадии его развития:

А. авторитарный;

Б. демократический;

В. коллегиальный;

Г. бюрократический?

4. Какую функцию не  выполняет коллектив:

А. экономическую;

Б. политическую;

В. развлекательную;

Г. социальную?

5. Какие условия необходимы  для выполнения роли лидера:

А. наличие у члена группы лидерских качеств и способностей;

Б. признание группой особой ценности вклада в её деятельность участника группы, демонстрирующего поведения лидера;

В. успешное выполнение лидерской  роли в другой группе;

Г. выбор лидера группой  в ходе голосования?

6.  Социология изучает  труд как:

А. Экономический процесс

Б. Социально-экономический  процесс

В.  Определенную общественную форму

Г. Сферу деятельности человека;

7. Основные формы проявлений  процесса труда – это:

А. Затраты человеческой энергии

Б.  Взаимодействие работников со средствами производства.

В. Производственное взаимодействие работников друг с другом

Г.  Взаимодействие собственности  и труда

8. Неформальный лидер  может:

А. оштрафовать за брак;

Б.оказать моральную  поддержку новичкам;

В. вести переговоры об условиях труда;

Г.повысить зарплату;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д, 2000.
  2. Голубева Г.А.. Дмитриев А.В. Социология: Учеб. пособие. – М., 1999.
  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М., 1999.
  4. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2003.-319с.
  5. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2004.- 479с.
  6. Кравченко А.И. Социология: Учебник  для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2004 -431с.
  7. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2002.-734с.
  8. Краткий словарь по социологии. – М., 1989
  9. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2000. - 602с.
  10. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология: Курс лекций.-М.:Владос,2003.
  11. Руденко Р.И. Практикум по социологии. -М.: ЮНИТИ,1999.
  12. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин,Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2003.-234с.
  13. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2004- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
  14. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов,Е.М. Бабаосов, А.Н.Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2001.-317с.
  15. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Отв.редакция Ю.Г. Волков.- Ростов на Дону.:Феникс,1999.
  16. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв.редакция Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв.-М.: Издат-во Норма,2002.
  17. Социология: Учебник для вузов./под ред.профессора В.Н.Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
  18. Фролов С.С. Социология : Учебник.-М.:Гардарики,1999

Информация о работе Понимающая социология и теория социального действия