Понимание социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 18:37, доклад

Описание работы

Социальное государство - есть особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Файлы: 1 файл

Социальное государство.docx

— 154.05 Кб (Скачать файл)

Дивина О.А. группа: 9106

 

 

Понимание социального государства.

Проблемы становления социального государства в Российской Федерации.

Социальное государство - есть особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.  Понятие "социальное государство", введено в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г.

Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства. Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. 
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: 


1. Демократическая организация государственной власти. 


2.  Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства. 


3.  Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 


4.  Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 


5.   Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 


6.   Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 


7.     Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 


8.   Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: 


а) достойных условий существования; 


б) социальной защищенности; 


в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 


9.  Наличие развитого социального законодательства


10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. 


Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: 


а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; 


б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении); 


в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции. 


К последним, в частности, относятся: 


1.поддержка социально  незащищенных категорий населения; 


2.охрана труда и здоровья людей; 


3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 


4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;  


5.поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность); 


6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; 


7.  борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; 


8.поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; 


9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; 


10. забота о сохранении мира в обществе.

Становление социального государства в России находится на самом раннем этапе. Законодательная база далеко несовершенна. Конституция Российской Федерации определяет лишь некоторые направления деятельности государства в социальной сфере, такие как, охрана труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и тому подобное. Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России: 


1.Россия еще не обрела  опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); 


2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; 


3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; 

4.не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; 


5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; 


6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»); 


7.существующие политические  партии России не имеют четких  социальных программ и представлений о путях реформирования общества; 


8.в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства; 


9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка. 


И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

Список литературы:

1) Основные проблемы социального развития России -78\аналитический вестник совета федераций фс рф .-204.-(235)с в Калашников,директор депортамента социального развития и охраны окружающей среды правительства рф ,доктор экономических наук

2) Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. - М. : Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 618 с.

 


Информация о работе Понимание социального государства