Понимание социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм со

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

      Данная модель  предполагает развитие системы  пособий по социальному страхованию,  дифференцированных по видам  трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

      В отличие  от социал-демократической модели, корпоративная модель базируется  на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты - социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) трудовой деятельности.

Страной, где максимально  полно реализованы принципы корпоративной  модели, является Германия, которая  вообще первой в мире ввела систему  социального страхования еще в 80-е гг. XIX века. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: закона о страховании по болезни лиц промыслового труда; закона о страховании от несчастных случаев на производстве; закона об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). Этим законам были присущи черты, характерные для системы социального страхования и сегодня: увязывание размеров страховых взносов не с рисками, а с заработком; распределение расходов на взносы между наемными работниками и работодателями; публично-правовая форма организации страхования.

      В Германии  самыми типичными формами социальной  защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей. Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.

 

Либеральная модель (Великобритания, США)

 

      Либеральная  модель социальной защиты также рассматривает рынок как наиболее важную сферу формирования социально-защитных ресурсов человека, но отличается от корпоративной модели по крайней мере в двух отношениях.

      Во-первых, социальная защита предусмотрена  по остаточному принципу, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без помощи государства. Во-вторых, правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальную защиту всех граждан. Она предполагает минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от объема, как правило, довольно высокого, добровольной и неформальной помощи (благотворительность).

      В отличие  от социал-демократической модели, либеральная модель социальной защиты не предполагает высокого уровня перераспределения в соответствии с принципом социальной солидарности. В основе защиты от социальных рисков - гарантированная обществом возможность иметь достойный заработок, накопления и т. п., что дает возможность самообеспечиваться и самореализовываться.

      Социальное  страхование, в отличие от корпоративной  модели, находится на довольно  низком уровне, частное страхование  развито вполне, а социальная  помощь социально уязвимым слоям играет решающую роль.

      Велика  роль негосударственных субъектов  социальной помощи. Экономически  активное население должно самостоятельно  организовывать для себя необходимый  уровень социальной защиты в  рамках собственной семьи, посредством  частного страхования, личных сбережений и т. п. Государство приходит на помощь в тех случаях, когда индивид (семья) не в состоянии по объективным причинам обеспечить себе минимальный уровень жизни.

      Классическими  странами либеральной модели  считаются Великобритания и США. Так, система социальной защиты США базируется на двух основных формах:

      - социальном  страховании, выплаты по которому  производят как сами работники,  так и работодатели;

      - государственной  социальной помощи за счет  бюджетов различных уровней (от федерального до местного).

      Точное  число программ социально помощи  в США установить трудно, т.  к. среди них есть федеральные,  федерально-штатные, штатные и  муниципальные. По некоторым оценкам,  их около 8 тыс. Характерно, что  критерии нуждаемости варьируются от штата к штату, а пособие ни по одной программе не дотягивает до прожиточного минимума. Зато каждый нуждающийся может получить помощь по нескольким программам сразу.

    

 Г. Латинская модель (страны Латинской Америки).

    

 Принципы латинской (католической) модели социальной политики, обусловившей особенности латинской системы социальной защиты, даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия.

      Главным  принципом является вспомогательность.  В христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что помощь в решении возникающих проблем должна быть оказана ближайшей инстанцией. Если индивид не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей; если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Характеризуется низким уровнем государственных затрат на социальную защиту населения. Институты социального страхования развиты слабо. Социальная помощь в рамках семьи, общины и церкви играет главную роль.

      Латинский  способ организации системы социальной  защиты предполагает такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип "общего блага"; принцип вспомоществования, означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

 

 

Анализ социальных программ в России

Программа — это разрабатываемый  и реализуемый комплекс задач  и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы  — один из видов программ (см. приложение Б). Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальных проектов объединяются в одну социальную программу.

В процессе управления возникают  ситуации, когда то или иное направление  деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».

Большим преимуществом  программ вообще и социальных в частности  является специальное выделение  «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий  и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей (см.приложение В). Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.

Ресурсное обеспечение  – для выполнения программы необходимы технические средства — компьютер, копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование для отделения реабилитации детей-инвалидов.

 

Принципы, приоритеты и  классификация социальных программ

 

При разработке социальных программ необходимо соблюдать следующие  принципы: принцип научного обоснования; принцип целесообразности и целеобусловленности; принцип социально воспроизводственной ценности; принцип комплексности; принцип реалистичности и реализуемости.

При разработке социальной программы необходимо также придерживаться следующих приоритетов: приоритетность личностного начала над групповым; ориентация процессов управления в программировании на повышение качества жизни населения; детальное определение основных видов социальных услуг предусмотренных программой; активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальных программ на локальном уровне; необходимость непрерывного повышения квалификации участников процесса социального программирования.

Большое многообразие социальных программ вызывает необходимость их классификации по разным основаниям (признакам).

По классу: монопрограммы  – это простые программы, содержащие одну цель и одно направление деятельности; мультипрограммы – это комплексные  программы, содержащие несколько целей  и направлений деятельности; мегапрограммы – это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных простых и комплексных программ объединенных общей целью, ресурсами и временем выполнения. Мультипрограммы содержат в себе монопрограммы. Мегапрограммы содержат в себе моно - и мультипрограммы.

По типу: социальные –  программы, предназначенные для  решения социально значимых задач; экономические – программы, применяемые  в сфере экономического регулирования; организационные – программы, реализуемые  в сфере управления персоналом и  в менеджменте организаций; технические – программы, используемые в области внедрения результатов научно-технического прогресса; смешанные – программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

По виду: образовательные  – программы, применяемые в обучении новым знаниям, умениям и навыкам; исследовательские – программы, реализуемые при проведении социальных и эмпирических исследований; инновационные – программы, используемые при внедрении инноваций, обеспечивающих развитие различных систем; инвестиционные – программы, применяемые при создании или реновации основных фондов; комбинированные – программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

По длительности: краткосрочные  – разрабатываются на срок до трех лет; среднесрочные – разрабатываются  на срок от 3 до 5 лет; долгосрочные – разрабатываются на срок свыше 5 лет.

По сложности: простые  – монопрограммы; средние – мультипрограммы; сложные – мегапрограммы.

По масштабу: мелкие –  направлены на решение простых задач; средние – направлены на решение  задач средней сложности; крупные – направлены на решение сложных задач.

По уровню: международные  – реализуются на международном  уровне; федеральные – реализуются  на уровне страны в целом; региональные – реализуются на уровне региональных субъектов; муниципальные – реализуются на уровне муниципальных образований; локальные – реализуются на уровне предприятий, учреждений, организаций.

Эта классификация весьма условна, поскольку в реальной практике цель и задачи социальных программ довольно сложны и многообразны.

Различные толкования понятий социальных программ и социальных проектов могут плюрализировать вывод данной темы, поэтому можно выделить три основных варианта взаимоотношения социальных программ и социальных проектов.

Социальная программа  может быть представлена как совокупность проектов объединенных общей целью, выделенными ресурсами, время на ее выполнение технологией, способом организации деятельности и т.д. Таким образом, программу можно рассматривать как совокупность социальных проектов, однако данная точка зрения в науке не является единственно верной. Ряд исследователей выделяет не только инструментальные, но и качественные, смысловые различия между этими понятиями.

Употребление понятия  проект, как правило, связывается  с разработкой и внедрением чего-либо принципиально нового. Понятие программа чаще употребляется в связи с необходимостью совершенствования оптимизации либо повышение качества каких-либо направлений деятельности или видов социальной практики.

Программа состоит из двух частей: 1 часть – разработка какого-либо вида деятельности, направления, формы, технологий или комплекса мероприятий. 2 часть – реализация разработанного в рамках соответствующего программе проекта.

Информация о работе Понимание социальной защиты