Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 11:30, статья
Проблема эффективности деятельности учреждений в системе социальной защиты населения приобретает особую актуальность в свете прогнозируемых изменений экономической ситуации РФ. Спад экономического роста в России серьезно влияет на развитие страны. И для поддержания социальной сферы необходимо проводить оптимизацию расходов и внедрение новых методов управления и социального обслуживания граждан.
В связи с напряженной социальной ситуацией количество малообеспеченных граждан увеличивается, что требует активизации потенциала как личности, так и самих социозащитных учреждений. Помощь большому количеству беженцев также требует мобилизации ресурсов в области социальной защиты населения. В такой ситуации перспективы развития социальной работы предполагают выработку таких технологий, которые соответствуют посткризисным тенденциям развития социально-экономического блока.
Самадова Мария Фуркатовна,
студенты ИСТиС-274,
Антипова Евгения Игоревна,
старший преподаватель кафедры
экономики и менеджмента сервиса
ПОНЯТИЕ АУТСОРСИНГА В ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проблема эффективности деятельности учреждений в системе социальной защиты населения приобретает особую актуальность в свете прогнозируемых изменений экономической ситуации РФ. Спад экономического роста в России серьезно влияет на развитие страны. И для поддержания социальной сферы необходимо проводить оптимизацию расходов и внедрение новых методов управления и социального обслуживания граждан.
В связи с напряженной социальной ситуацией количество малообеспеченных граждан увеличивается, что требует активизации потенциала как личности, так и самих социозащитных учреждений. Помощь большому количеству беженцев также требует мобилизации ресурсов в области социальной защиты населения. В такой ситуации перспективы развития социальной работы предполагают выработку таких технологий, которые соответствуют посткризисным тенденциям развития социально-экономического блока.
С внедрением Указа Президента РФ от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» и Федерального закона № 131–ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было положено начало радикальных перемен в структуре и полномочиях органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Аутсорсинг–это передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области.
Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.
В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются, как правило функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года), например ведение бухгалтерского учета, оказание транспортных услуг, поддержание работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, оказание рекламных услуг, обеспечение безопасности, поиск, подбор и обучение персонала и т.д. Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от других форм оказания услуг. При аутсорсинге именно сторонняя организация, а не конкретные исполнители работы, гарантирует выполнение определенных производственных функций в строго установленные сроки, а также несет ответственность за качество выполняемых услуг.
Социальный аутсорсинг-передача социальными учреждениями производственно-обеспечивающих функций или функций по предоставлению социальных услуг на предоставление другим организациям.
Мировой опыт свидетельствует, что положительный результат применения технологии аутсорсинга в деятельности органов государственного и муниципального управления возможен. При этом аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более детально контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий.
В настоящее время наиболее широкое распространение получили IT-аутсорсинг. Также все чаще применяется аутсорсинг сферы услуг: бухгалтерских услуг, подбор квалифицированного персонала (аутсорсинг HR-услуг), ведение кадрового делопроизводства (кадровый аутсорсинг), маркетинговый аутсорсинг, уборка помещений (клиринг) и т.д.
Практика социального аутсорсинга, как правило, связана со следующими проблемами:
1) наличие избыточных полномочий;
2) высокий
уровень неэффективных
3) неоптимизированная система управления бюджетными учреждениями;
4) низкий
уровень доходов учреждений
5) высокая безработица и напряженность на рынке труда;
6) недостаточное
качество предоставляемых
7) низкая
технологическая эффективность
работы органов местного
8) отсутствие
развитого общественного
Для эффективного управления и развития социальной сферы необходимы вмешательства. Это связано с тем, что низкое качество ряда социальных услуг, их недоступность для некоторых категорий населения, недостаточная оснащенность необходимым оборудованием и отсутствие прогрессивных технологий на организациях этой сферы, недостаток квалифицированных кадров привели к тому, что большинство россиян не имеют возможности в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности. Одной из основных причин сложившейся ситуации является несовершенство существующего механизма финансирования социальной сферы. Для обеспечения доступности социальных услуг для всех граждан страны государство гарантирует и реализует через бюджетную региональную систему минимальный набор услуг, который необходим для поддержки жизнеобеспечения малоимущих слоев граждан. Таким образом, возникает противоречие, связанное с тем, что государство предоставляет гражданам гарантированный минимум услуг в различных формах, но, в тоже время, рыночный спектр предоставляет более широкий спектр, цены на которые складываются под воздействием рыночной коньюнктуры. Как показывает опыт, появление большого числа частных предприятий, оказывающих социальные услуги, обусловлено платежеспособным спросом определенной части населения, однако, они недоступны для большинства граждан со средним уровнем дохода. Практика финансирования социальных программ бюджетами всех уровней также не дает должного эффекта, поскольку производители услуг, как правило, недофинансируются из средств бюджета, что усугубляет техническую отсталость предприятий социальной сферы. [2]
Поэтому в субъектах РФ применяются программы с использованием аутсорсинга.
В Челябинской области в разделе плана работы областного Министерства социальных отношений инновационных направлений деятельности включен такой аспект как развитие аутсорсинга социальных услуг. [3]
В свою очередь, в Московской области активно внедряется аутсорсинг социальных услуг, и он попадает в контекст оптимизации и модернизации социальной сферы. Это абсолютно новый способ оказания услуг в социальной сфере, который раннее не применялся.
Таким образом мы видим, что данная технология активно используется в органах государственной власти и выступает как одна из стратегических альтернатив для совершенствования повседневной деятельности государственных организаций. Используя аутсорсинг, государственные органы стремятся в первую очередь повысить эффективность и качество исполнения административных и управленческих процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также высвободить ресурсы и сократить издержки на осуществление отдельных видов работ. Аутсорсинг может стать ответом на вопрос, как обеспечить снижение затрат при сохранении высокого качества выполнения работы.
Аутсорсинг в системе оказания услуг развивает конкуренцию между поставщиками услуг. При наличии прозрачных и объективных критериев распределения средств организации (как новые поставщики, так и существующая сеть учреждений) заинтересованы работать более эффективно. В целом аутсорсинг в системе услуг социального характера оправдан, как правило, в средних и крупных городах.
К основным направлениям аутсорсинга можно отнести повышение качества исполнения функций и снижение издержек на исполнение функций.
Опыт показывает, что органы и организации, использовавшие аутсорсинг в направлении «повышение качества исполнения функций», были более успешны в достижении своих целей.
Безусловно, аутсорсинг может быть использован как механизм реализации социальных функций органов власти. Формирование системы аутсорсинга позволит не только повысить качество и доступность оказываемых услуг, но и будет способствовать развитию организаций, специализирующихся в социальной сфере, что увеличит количество рабочих мест, и создаст дополнительные положительные социально-экономические эффекты в муниципальном образовании.
Таким образом, правильное позиционирование деятельности специализированных организаций-аутсорсеров способствует развитию рынка услуг и открывает множество новых возможностей перед потребителями.
В сфере социального обслуживания аутсорсинг еще не развит и представляет собой инновацию для данной сферы деятельности. Он позволит модернизировать сферу социального обслуживания и повысить его качество. На рынке появится совершенно новая услуга, которая обязательно будет развиваться, идя в ногу с растущей конкуренцией на рынке предоставления услуг по социальному обслуживанию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Понятие аутсорсинга в области социальной работы