Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:26, контрольная работа
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Аристотель полагал: "Семья первичнее и необходимее государства". Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Семья является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи: в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии и т.д.
На территории Приднестровской Молдавской Республики признается и охраняется государством только союз мужчины и женщины. В некоторых странах национальным законодательством разрешается регистрация сожительства однополых пар. Думается, что таким образом иностранные государства пытаются регулировать отношения сексуальных меньшинств в законодательном порядке. Нельзя отрицать существование и в нашей Республике данного социального явления, однако в Приднестровье пока отсутствует подобный опыт правового регулирования.
Брачный возраст. Другим обязательным условием заключения брака закон определяет достижение лицами, вступающими в брак, брачного возpacтa. В статье 15 КоБс ПМР брачный возраст, устанавливается в восемнадцать лет и совпадает с возрастом наступления гражданской способности гражданина в полном объеме. В этой связи также важно иметь в виду, что лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, считается несовершеннолетним ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что же касается предельного возраста для вступления в брак, а также разницы в возрасте лиц, вступающих в брак, то они Кодексом не установлены. В п. 2 ст. 15 КоБС ПМР предусмотрена возможность снижения брачного возраста лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Согласно указанной статье при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Таким образом, снижение брачного возраста до шестнадцати лет отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. Для этого требуется наличие уважительных причин, которые законом не раскрываются, но практика показывает, что в качестве уважительных причин могут быть признаны следующие:
* беременность невесты;
* рождение невестою ребенка;
* фактические брачные отношения несовершеннолетних;
* призыв на военную службу;
* иные причины
Решение о снижении брачного возраста принимается местными органами исполнительной власти городских и районных уровней по месту жительства желающих вступить в брак на основании их заявления (ст. 15 КоБС ПМР). В решении должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом.
Согласно пункту 2 статьи 15 КоБС ПМР брачный возраст при наличии уважительных причин может быть снижен: для мужчин - не более чем на два года, для женщин - не более чем на один год.
Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основания на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и другие обстоятельства: отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства.
Государственная регистрация заключения брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях. Вступление в брак гражданина до достижения им возраста восемнадцати лет влечет для него приобретение гражданской дееспособности полном объеме со дня государственной регистрации заключения брака. Причем дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом (п. 2 ст. 22 ГК ПМР).
Препятствия к регистрации брака. Препятствия к регистрации брака предусмотрены ст. 16 КоБС ПМР. Так, не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке. Под другим браком имеется в виду не прекратившийся или расторгнутый зарегистрированный брак. Поэтому лица, которые состояли в браке, могут зарегистрировать новый брак только по предъявлении документов, подтверждающих прекращение прежнего брака (свидетельство о смерти супруга, свидетельство о расторжении брака). Если в документах иностранного гражданина, регистрирующего у нас брак, нет сведений о его предыдущем браке, он должен представить справку, выданную компетентным органом его страны, с указанием, что он не состоит в браке. Данное условие основано на принципе единобрачия, отражающем нравственные взгляды общества на брак и означающем юридическую возможность мужчины и женщины состоять только в одном браке.
Не допускается регистрация брака между
родственниками по прямой восходящей
и нисходящей линии, между полнородными
(имеющими общих отца и мать) и неполнородными
(имеющими общего только одного родителя)
братьями и сестрами, а также между усыновителями
и усыновленными. Этот запрет основан
на том, что узкородственные браки приводят
нередко к более высокому, чем обычно,
проценту наследственных заболеваний,
пороками развития потомства - задержке
умственного развития, дефектами речи.
Так, число детей, рожденных с болезнью
Дауна и тяжелой патологией в семьях, где
супруги являются двоюродными братьями
и сестрами, в 2
раза выше, чем в обычных семьях. По данным
Всемирной Организации Здравоохранения,
доля пораженных шизофренией среди родственников
первой ступени родства составляет 1:10.
Запрещение браков между близкими родственниками
продиктовано и этическими соображениями
- естественным отвращением цивилизованного
человечества к кровосмешению.
По изложенным соображениям заключению
брака препятствует не только брачное,
но и внебрачное родство тех же степеней.
И не только в случаях, когда оно установлено
в предусмотренном законом порядке (ст.
45 КоБС ПМР), но и при отсутствии юридического
оформления родственных отношений.
Не
запрещаются браки между сводными братьями
и сестрами (детьми каждого из супругов
от предыдущих браков), а также между свойственниками
(в свойстве состоят каждый супруг с родственниками
другого супруга, а также родственники
супругов между собой). Запрещение браков
между усыновителями и усыновленными
основано на том, что они приравниваются
в правах и обязанностях к родителям и
тетям по происхождению. По смыслу закона
и норм нравственности этот запрет должен
распространяться также и на браки между
отчимом и падчерицей, мачехой и пасынком,
поскольку между ними также возникают
отношения, подобные отношениям между
родителями и детьми.
Не
допускается заключение брака между лицами,
из которых хотя бы одно признают судом
недееспособным вследствие душевной болезни
или слабоумия, так как недееспособное
лицо не может осознавать совершаемых
действий и руководить ими. Следовательно,
оно не способно выразить сознательной
воли и на вступление в брак. Цель такого
запрета - охрана интереса самого недееспособного
лица, поскольку вступление в брак может
ухудшить его состояние. Вместе с тем таким
образом предотвращается появление потомства.
Душевная болезнь и слабоумие нередко
являются наследственными заболеваниями.
Недееспособность лица служит препятствием
к заключению брака, только если она установлена
до регистрации брака, хотя и после подачи
заявления в загс. Если же лицо признается
недееспособным после заключения с ним
брака, брак можно прекратить только путем
развода. Бывает и так: человек не признан
судом недееспособным, но совершенно очевидно,
что он не понимает совершаемых действий
и не контролирует их (например, при обострении
тяжелой формы шизофрении). В таком случае
брак не должен регистрироваться работником
загса, так как не может быть соблюдено
условие о свободе и добровольности вступления
в него.
По мотивам отсутствия осознанной воли
у лица брак не может регистрироваться
и в тех случаях, когда человек временно
находится в состоянии, не дающем ему возможности
осознавать характер совершаемых действий
(сильное алкогольное опьянение, воздействие
наркотика и др.)
Препятствия к заключению брака изложены
в законе исчерпывающе. Нашему праву не
известны ни рассовые, ни национальные,
ни религиозные препятствия к вступлению
в брак. Не препятствует заключению брака
наличие у лица таких болезней, как туберкулез,
сердечнососудистые и иные заболевания.
Вместе с тем орган записи актов гражданского
состояния, принявший заявление о регистрации
брака, должен удостовериться, что лица,
вступающие в брак, взаимно осведомлены
о состоянии здоровья. В противном случае
могут возникнуть конфликты в семье, способные
привести к ее распаду и разводу.
3. Порядок заключения брака
В соответствии с п. 1 ст. 10 КоБС ПМР брак должен заключаться в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории ПМР любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов.
Следует заметить, что в настоящее время, несмотря на распространенность в Приднестровской Молдавской Республике фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его государственной регистрации в органах загса.
Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачных отношений мужчины и женщины без rocyдарственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения.
Согласно ст. 32 Закона ПМР «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории ПМР по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака. С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса, как установлено п. 2 ст. 10 КоБС ПМР, возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. Подтверждением данного юридического факта является составляемая органом загса запись акта о заключении брака и выдаваемое органом загса свидетельство о заключении брака. В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак:
- фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;
- сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке);
- реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;
- дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса);
- серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке
Со вступлением в брак мужчина и женщина становятся субъектами отношений, урегулированных нормами как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и, что весьма важно, -- обеспечивается правовой статус будущих детей супругов.
Таким образом, только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Как отмечается, в теории семейного права, именно в этом заключается конститутивное значение государственной регистрации заключения брака.
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи:
- контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак;
- официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи;
- получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в ПМР (обработка статистических данных в ПМР возлагается на республиканский отдел ЗАГС МЮ ПМР) и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики;
- приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.
Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст. 12 КоБС ПМР, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в ПМР не разрешается. Причем присутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным, независимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из будущих супругов, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной регистрации заключения брака, но не может служить основанием для их (его) отсутствия в момент заключения брака.
Если по какой-либо причине присутствие в органе загса при подаче заявления обоих граждан, вступающих в брак, невозможно или крайне затруднительно (отдаленность проживания друг от друга, болезнь, прохождение военной службы и т. п.), волеизъявление лиц вступающих в брак может быть оформлено отдельными заявлениями о чем было указано выше.
Следует иметь в виду, что факт подачи в орган загса заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган загса в установленный срок для государственной регистрации заключения брака. Однако решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации заключения брака. После государственной регистрации заключения брака в последующем брак может быть расторгнут или признан недействительным лишь с соблюдением установленного законом порядка.