Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, реферат
Так как культура—это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Введение …………………………………………………………………………....…….3 стр.
1. Понятие и компоненты культуры………………………..…….…4 стр.
1.2 Культурные универсалии…………………………………….……....5 стр.
2. Виды и формы культуры……………………………………..…..…..…7 стр.
3. Динамика социокультурных изменений…………………….....9 стр.
Список использованной литературы……………………………....…15 стр.
Содержание.
Введение ………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………....…15 стр.
Введение
Социология—наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль, культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Так как культура—это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Культура (от лат. cultura-возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совукупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность пт их созданию и развитию. Понятие «культура» исполбзуется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства сч природой и обществом.
Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не перелается генетически, каждое роколение воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.
Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.
Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.
Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.
Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.
Символическая коммуникация также является важным средством передачи культурных образцов в человеческом обществе. Суть использования этого средства заключается в том, что с помощью вербальных (словесных, речевых) и невербальных жестов передается основной смысл идеи, настроения или чувства. В качестве образцов символической коммуникации могут служить восклицания, телодвижения, эмблемы, рисунки, мимика. Отличительной особенностью этого средства передачи культурных образцов является отсутствие точности, двусмысленность, что позволяет достаточно вольно интерпретировать символические жесты. Для членов общества символическая коммуникация необходима, так как содержит эмоциональный оттенок, позволяет понимать культурные образцы с точки зрения индивидуальных систем ценностей, не требует для понимания сложных словообразований.
Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражают культурные универсалии - такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального общества. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 80 универсалий: религия, мифология, возрастная градация, календарь, нательные украшения, спортивные игры, гадание, ухаживание, похоронные ритуалы и т.д.
Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм-это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции её превосходства. Проявления этой1 тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.) В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаях этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положителтные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.
Культурный релятивизм исходит из того,что любую культуру надо рассматривать как единое целоеи оценивать в её собственном контексте.Как отмечает американский исследователь Р.Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью понятны, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.
По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в тоже время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.
В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структуировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезу), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три её формы: элитарную, народную и массовую.
Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный коуг ценителей и знатоков искусства. Вэтот круг могут входит не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.
Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В состав её входят самые разнообразныеэлементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фольклором. Можно выделить две характерные особенности фольклора: он лаколизован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскоольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.
Массовая культура возникает в 20 в. В условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распостраняется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно- развлекательная, которая дополняется социально- адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики и фильмы ужасов и т.д.
Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд её разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».
Доминирующая культура – это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой системы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.
Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающейся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпологает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.
В настояящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы). Меньшее распостранение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью-охраной памятников, защитой окружающей среды и др. Существуют также группы, связанные с альтернативным творчесством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музыканты и др.).
В силу ряда социальных политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру.
Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движения протеста в странах Запада в конце 60-х гг. 20 в. На Западе. Это движениетруд объявляло нежелательным, семью-ненужной и ограничевающей свободу, патриотизм-ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ-недостойностью.Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.
3. Динамика социокультурных изменений
Знакомство с историей культуры показывает, что ее явления не являются неизменными. Поэтому возникают вопросы о том, как и почему, под влиянием каких факторов изменяется культура. Ответы на эти вопросы стремится дать учение о динамике культуры. Сам термин «динамика» буквально означает «сила», то есть учение о силах и движения, которые ими вызваны. Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.
Когда речь идет о социодинамики, имеются в виду изменения, которые происходят в культуре и человеке под влиянием внешних и внутренних сил. Изменения - неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений