Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 12:23, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть понятие и особенности заключения и расторжения брака в семейном праве России.
Объект исследования – процесс развития понятия и особенности, раскрывающие сущность брака в семейном праве.
Предмет исследования – понятие брака в семейном праве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать литературу используемую в работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЕ БРАК В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ 6
1.1 ПОНЯТИЕ БРАК 6
1.2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРАКА 22
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЕ 28
2.1 ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА 28
2.2 ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 37
2.3 НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА И ПОРЯДОК ЕГО ПРИЗНАНИЯ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЕ БРАК В РОССИЙСКОМ СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ 6
1.1 ПОНЯТИЕ БРАК 6
1.2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРАКА 22
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЕ 28
2.1 ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА 28
2.2 ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 37
2.3 НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА И ПОРЯДОК ЕГО ПРИЗНАНИЯ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ВВЕДЕНИЕ
«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Относительно исходных форм брака есть несколько гипотез. Большинство учёных склоняются к тому, что первоначально, в эпоху "первобытного человеческого стада" в условиях, когда ещё не сформировались механизмы, регламентирующие формы половых общений, брак отсутствовал, господствовали отношения так называемого промискуитета, при которых каждая женщина данного сообщества могла вступать в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами.
Неупорядоченность брачных отношений со временем стала тормозить развитие производственных отношений. Присущее человеку стремление к лидерству, в том числе и в выборе сексуального партнёра, при неупорядоченности брачных отношений приводило людей к конфликтам, мешало им в их хозяйственной деятельности, поэтому постепенно общество стало вырабатывать целую систему запретов, правил, регламентирующих брачные отношения. С возникновением родового строя появляются экзогамия и групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на половые отношения со всеми женщинами другой группы. Экзогамный брак категорически исключал половые связи внутри рода, в первую очередь между родителями и детьми, близкими родственниками. Следует полагать, что люди уже тогда осознавали значение экзогамного брака в снижении вероятности появления детей с врождённой патологией, расширении экономических связей с другими родовыми общинами, упрочении условий для мирного существования. При этой форме брака дети принадлежали всему роду, забота об их воспитании лежала на всех членах рода.
Эпизодическое сожительство отдельными парами с развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Вначале парные браки создавались при условиях матриархата, а затем на почве более прогрессивного главенства мужчины — патриархата. В эпоху распада родового строя возникла патриархальная «семья», а с нею моногамный единобрачный брак. С возникновением частной собственности, породившей собственническую форму моногамии, процесс развития моногамного брака был ускорен, вырос приоритет утилитарных соображений накопление собственности и передача её по наследству над психологическими, нравственными, эстетическими.
В различных общественных формациях моногамный брак приобрёл ряд специфических черт. Так, в рабовладельческом обществе брак признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В средневековой Европе был установлен обязательный для всех церковный брак, однако крепостные могли вступить в брак лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа церкви, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.
В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления регистрации брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение также придаётся браку, заключённому по религиозному обряду. В ряде государств при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. Заключение брака в нашей стране происходит при взаимном согласии вступающих в брак и достижении ими брачного возраста до 18 лет. Законом запрещается вступать в брак родственникам, недееспособным лицам, а также уже состоящим в браке, действительным признаётся только брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния, а также брак, совершенный по религиозным обрядам до образования или восстановления государственных органов его регистрации.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть понятие и особенности заключения и расторжения брака в семейном праве России.
Объект исследования – процесс развития понятия и особенности, раскрывающие сущность брака в семейном праве.
Предмет исследования – понятие брака в семейном праве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать литературу используемую в работе.
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о общей характеристике понятия "брак".
Рассмотреть сущность и специфику брака в семейном праве.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Теоретической основой работы являются положения и выводы, разработанные отечественной юридической наукой, в первую очередь гражданским и семейным правом. В работе использовались результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых и юристов, нашедшие свое отражение в опубликованных научных статьях, монографиях, диссертациях, учебных пособиях и курсах. Это работы А.И. Заговорского, М.Ф. Владимирского-Буданова, С.В. Пахмана, К.А. Неволина, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, В.И. Сергеевича, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича, А.Д. Способина, А.Г. Смирнова, С.П. Григоровского, Ф. Энгельса, Г. Мэйна.
Для достижения поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Общая характеристика понятия "брак"
1.1. Понятие "брак"
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Объектом изучения различных наук являются брак и семья: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их специфики изучаются разные стороны и направленности, признаки, свойства данных социальных феноменов лишь те стороны жизнедеятельности семьи представляют интерес для юридических наук, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию.
Семейный кодекс Российской Федерации также, как и ранее действовавший Кодекс о браке и семье, определения брака не содержит. Вместе с тем предпринимались попытки дать такое определение в теории семейного права. Так, как юридически оформленный определяет брак А.М. Белякова, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. По мнению О.А.Хазовой, брак — это равноправный и моногамный добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. А.М. Нечаева союз мужчины и женщины определяет как брак, за собой влекущий правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.
Таким образом, как можно полнее охватить все стороны исследования очевидно стремление авторов, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность этого явления.
Под формой брака понимается установленный законом способ его заключения. Законной формой брака в России является заключение брака путем его государственной регистрации в органах загса.
Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Государственная регистрация заключения брака имеет и доказательственное значение: на основании произведенной актовой записи о заключении брака супругам выдается свидетельство о заключении брака и производится соответствующая отметка в их паспортах, удостоверяющие факт состояния данных лиц в законном браке.
////////////////
Церковный брак – это брак, заключенный по религиозным обрядам. Он также не имеет правовой силы. Гражданская (светская) форма брака, предполагающая обязательную государственную регистрацию, была введена в России впервые после революции 1917 года одним из первых декретов – Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Церковные браки, совершенные до принятия указанного Декрета, сохраняли свою силу и не нуждались в переоформлении в государственных органах. Однако с момента принятия Декрета 1917г. заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви.
………..
1.2. Правовая природа брака
Для объясняющих правовую природу брака, существует несколько правовых теорий. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию, как таинства и как института особого рода (sui generis), брака как договора. В Древнем Риме теория брака как договора берет свое начало. Все основные формы вступления в брак в римском праве классического периода носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений правовому регулированию, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.
В дальнейшем институту брака канонические нормы придают характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой»1. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака.
/////////////
Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Не из освящения его церковью (или не только из него) в этой концепции выводится понятие брака, но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. При этом уже не как таинство рассматривается брак, но и не как договор, а как институт особого рода. На страже этого установления должно было стоять право, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.
……….
Что касается условий для вступления в брак, то таковыми признавались:
1) добровольное согласие лиц, вступающих в брак;
2) возраст лиц, вступающих
в брак: для лиц мужского пола
брачное совершеннолетие
Законодательство определяло также возраст, по достижении которого лицо уже не могло вступить в брак. Этот возраст, одинаковый для лиц обоего пола, – наступление 80-ти лет от рождения;
3) согласие родителей
лиц, вступающих в брак, их опекунов
и попечителей, если они состоят
под опекою или
4) лица, вступающие в брак, не должны были состоять между собою в известных степенях родства и свойства, и брак между лицами, состоящими в таких степенях родства или свойства, признавался недействительным;
5) препятствие для заключения брака составляло монашеское звание лица;
6) для лиц православного
исповедания допускалось
7) если лицо состояло уже в браке, то заключение нового брака не дозволялось;
8) препятствием для заключения брака служило также осуждение лица на всегдашнее безбрачие;
9) лицам православного
и римско-католического
Таким образом, во-второй главе нами будут рассмотрены условия и порядок заключения брака, признание брака недействительным и особенности расторжения брака.
………
Глава 2. О браке в семейном праве
2.1. Условия и порядок заключения брака
Условия заключения брака и препятствия к его заключению определены в ст. 12–14 СК РФ. Общая цель закрепления таких норм в законе – обеспечить стабильность брака и прочность семейных отношений.
Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо, чтобы брак имел правовую силу. Их соблюдение свидетельствует о законности заключенного брака. Поэтому, придавая большое значение государственной регистрации брака, закон устанавливает обязательные условия его заключения.
Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:
– различие (противоположность) полов, так как брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной;
– взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак;
– достижение брачного возраста.
1. Брак – союз между
мужчиной и женщиной без каких-
//////////////////////////
3. Брачный возраст –
это установленный законом
СК РФ устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин – восемнадцать лет, который совпадает с возрастом их гражданского совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ). Совершеннолетие является той возрастной границей, при достижении которой молодые люди становятся полноправными гражданами: они обретают гражданскую дееспособность, становятся субъектами избирательного права, на них возлагается военная обязанность и т.п.
Информация о работе Понятие и особенности заключения и расторжения брака в семейном праве России