Понятие и сущность профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей.

Файлы: 1 файл

проф. этика и служ этикет.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и сущность профессиональной  этики.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей.

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов  и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных  коллективов, и те специфические  нравственные нормы,  которые  свойственны для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Принципы профессиональной этики:

- Сущность первого принципа  исходит из так называемого  золотого стандарта: «В рамках  служебного положения никогда  не допускать по отношению  к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы, не желал видеть по отношению к себе».

- Должна быть справедливость  при наделении работников необходимыми  для их служебной деятельности  ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными  и пр.).

- Должно присутствовать требование обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

- Служебное поведение и действия  сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию  организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

- Действия работника или организации  в целом этичны, если они, хотя  бы не нарушают этических норм.

- Этичным является терпимое  отношение работников организации  к моральным устоям, традициям  и пр., имеющим место в других  организациях, регионах, странах.

- Рекомендуется разумное сочетание  индивидуального релятивизма и  этического релятивизма с требованиями  общечеловеческой (универсальной) этики.

- Индивидуальное и коллективное  начало равно-признаваемы за основу  при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

- Не следует бояться иметь  собственное мнение при решении  любых служебных вопросов.

- Никакого насилия, т.е. «нажима»  на подчиненных, выражающегося в  различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

- Постоянство воздействия, выражающееся  в том, что этические стандарты  могут быть внедрены в жизнь  организации не единовременным  приказом, а лишь с помощью  непрекращающихся усилий со стороны  и менеджера, и рядовых работников.

- При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

- Целесообразность авансирования  доверием - чувству ответственности  работника, к его компетенции, к  чувству долга и т.п.

- Настоятельно рекомендуется стремиться  к бесконфликтности. Хотя конфликт  в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

- Свобода, не ограничивающая свободы  других; обычно этот принцип, хотя  и в неявной форме, обусловлен  должностными инструкциями.

- Работник должен не только  сам поступать этично, но и  способствовать такому же поведению  своих коллег.

- Не критикуй конкурента. Имеется  виду не только конкурирующая  организация, но и «внутренний  конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

 Указанные принципы должны  служить основанием для выработки  каждым работником любой формы  собственной личной этической  системы.

  К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны, с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.  Общество рассматривает, нравственные качества работника, как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды профессиональной этики.

Каждому роду человеческой деятельности соответствуют

определенные виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть «фордовской « экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.  

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.   

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления.

          Кодексы  этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося  уместным для человека той  профессии, к которой данный кодекс  имеет отношение.

Кодекс состоит из следующих разделов: этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами; этические нормы отношений оценочных компаний с государством; этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями; этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами; подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков; присоединение оценочных компаний к кодексу.

Необходимость нравственной регуляции общения в сфере трудовой деятельности обуславливается потребностями подготовки специалистов с высоким нравственным уровнем, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. Удовлетворяя эту потребность, культура играет важную коммуникационную роль в формировании корпоративной культуры организаций.

Назначением корпоративной культуры является установление совокупности норм, принципов, правил и внутренних нормативных документов, регламентирующих корпоративную культуру и обеспечивающих формирование и поддержание высокого корпоративного духа.

Корпоративная культура  - свод норм, правил, принципов и ценностей, основанных на истории компании, ее миссии и предназначении; месте, занимаемом компанией в социально-экономическом устройстве страны. Это совокупность всех параметров, которыми определяется поведение работников компании в их взаимоотношениях между собой, с клиентами компании, другими компаниями на рынке, органами власти и субъектами гражданского общества.

Корпоративная культура должна стать неотъемлемым атрибутом поведения всех работников компании - от ее высшего руководства до работников линейного уровня.

Основными принципами корпоративной культуры фирмы являются:

- высокий корпоративный дух  работников компании и постоянная  работа по его укреплению;

- соблюдение работниками компании  этических норм корпоративного поведения;

- соблюдение норм деловой этики  в компании;

- формирование и поддержание  позитивного имиджа компании;

- формирование и развитие корпоративного  стиля.

Этические правила и нормы устанавливают общепринятые критерии "правильного" и "неправильного" поведения. Этические нормы выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного самочувствия.

Основные принципы корпоративного поведения:

- доброжелательность и открытость работников компании;

- честность и порядочность;

- взаимоуважение и корректность;

- уважение к индивидуальности  и правам сотрудников компании;

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы повышения этического  уровня организации.

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

Информация о работе Понятие и сущность профессиональной этики