Понятие и типы научных революций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение понятия и типов научных революций.
Задачи:
-изучить понятие научной революции;
-рассмотреть типы научных революций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие научной революции………………………………………………….5
2. Типы научных революций…………………………………………………....10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Контрольная по КСЕ.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

2. Междисциплинарные взаимодействия  как фактор революционных преобразований  в науке. В процессе развития  науки происходит постоянное  взаимодействие между разными  научными дисциплинами, которое  находит свое проявление в  обмене научными идеями и методами  исследования. На первых этапах  истории науки такое взаимодействие  осуществляется путем переноса  парадигмы и научной картины  мира наиболее развитой и сформировавшейся  научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В XVII—XVIII вв., когда лидирующей наукой  в естествознании была механика. Поэтому ее теоретические принципы, законы и методы исследования  стали переноситься на другие  немеханические области, начиная  от химии и кончая биологией  и социологией8. В современной науке междисциплинарное взаимодействие чаще всего происходит совсем иначе: каждая наука обладает как собственной парадигмой, так и самостоятельной картиной мира. Поэтому в настоящее время говорят о междисциплинарной парадигме исследования, которая возникает из анализа и синтеза некоторых общих черт и признаков прежних теорий, концепций и частных парадигм исследования. Пример истории формирования междисциплинарного направления исследований- кибернетика

3. Глобальные революции  в развитии научного знания. Наиболее  известными и изученными типами  таких революций являются революции  в естествознании.С появлением  общей теории систем и широким  распространением ее методов  в теоретических и прикладных  науках стал формироваться новый, специфический стиль исследования, ориентированный на целостный  охват изучаемой действительности  с помощью единых общих понятий  и принципов. В связи с этим  значительно шире стали применяться  методы математического моделирования  для изучения самых разнообразных  по своему конкретному содержанию  систем и процессов9.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Первая научная революция и формирование научного типа рациональности

Все типы рациональности мы будем объяснять, опираясь не только на факты и идеи естествознания, но и на философию, которая эти идеи оправдывала, аргументированно обосновывала или, наоборот, критически переосмысливала. Лишь взятые вместе естествознание и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складывались в ходе научных революций.

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного10. Он стал результатом того, что европейская наука отказалась от метафизики. И хотя декартовская философия, заложившая основы научного метода, не отрицала создания мира Богом, она при этом утверждала, что с той минуты мир стал развиваться имманентно, т. е. по своим внутренним законам. Произошло удвоение бытия на религиозное и научное. В религиозной сфере люди имели дело с живым Богом, а в науке с мертвым миром. Научный и религиозный подходы к миру обособились, создав соответственно религиозное и научное мировоззрения. Известно, что Ньютону принадлежат знаменитые слова, определившие суть науки: «Физика, бойся метафизики!» Отказ от метафизики позволил науке свести Божественный космос к природе, натуре.

Вторая научная революция и изменения в типе рациональности

Вторая научная революция произошла в конце ХУШ—первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции, Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Специфика объектов, изучаемых в биологии, геологии, требовала иных, по сравнению с классическим естествознанием, принципов и методов исследования. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механистической картине мире, а потому нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития. Отношение к механистической картине мира как единственно возможной и истинной было поколеблено.

Третья научная революция и формирование нового типа рациональности

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмысления прежних классических норм и идеалов научного познания11. Уже само название «неклассическое» указывает на принципиальное отличие этого этапа науки от предыдущего. Особенности изучения микромира способствовали дальнейшей трансформации принципа тождества мышления и бытия, который является базовым для любого типа рациональности. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность постнеклассического типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Научная революция-это основные исторические этапы в развитии  науки,  связанные  с  коренными её  преобразованиями. 

Необходимо сказать, что по своим масштабам научная революция может быть частной, затрагивающей одну область знания; комплексной - затрагивающей несколько областей знаний; глобальной - радикально меняющей все области знания. Глобальных научных революций в развитии науки считают три. Если связывать их с именами ученых, то это - аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Ряд ученых, считающих началом научного познания мира XVII в, выделяют две революции: научную, связанную с трудами Н. Коперника, Р. Декарта, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, и научно-техническую XX в., связанную с работами А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора, Э. Резерфорда, Н. Винера, появлением атомной энергии, генетики, кибернетики и космонавтики.

Необходимо подчеркнуть, что научные революции в процессе развития науки имеют несколько истоков. Можно сказать, что научные революции, как и всякие другие революции не происходят на пустом месте. Должны быть объективные предпосылки, своего рода потенциал причин, дестабилизирующий существующее положение вещей в том или ином научном направлении. Этим объективным фактором служат факты и наблюдения, противоречащие доминирующей на тот момент теории. Именно они приводят к фальсификации этой теории, к кризису научного направления. И именно этот фактор является необходимым и основополагающим для научной революции. Но наряду с этим фактором необходимо учитывать и личный фактор. Человек много думающий над той или иной проблемой, рано или поздно приходит к её решению.

Различные исследователи в понятие научная революция вкладывают разный смысл, но объединяет все эти оригинальные и не оригинальные интерпретации то, что научная революция это этап развития науки с определенными основными чертами: необходимость теоретического синтеза нового экспериментального материала; коренная ломка существующих представлений о природе в целом; возникновение кризисных ситуаций в объяснении фактов. Самая большая положительная черта научной революции это уточнение знаний об окружающей действительности и, следовательно, приближение к истинной картине мира. Появление или изменения некоторых теорий могут привести к появлению на свет научного направления или целой научной дисциплины.

Предпосылкой первой научной революции было учение Коперника, которое утверждало, что Земля не является центром  мироздания, и ознаменовало конец геоцентрической системы Птолемея

Первый этап был связан с  открытиями Галилея, Кеплера и Ньютона, которые открыли новую посленьютоновсую ступень развития механического естествознания.  Первая научная революция утвердила механистическую (классическую) картину  мира.

Второй этап первой глобальной научной  революции  связан  с  классическим  естествознанием  XVII-XVIII  вв., которое доказало, что законы ньютоновской механики не являются универсальными законами  природы, их место заняли законы электромагнитных явлений.

В настоящее время осуществляется переход к третьей глобальной научной революции, основным содержанием которой становятся синергетики, на  основе чего формируется постнеклассическая картина мира и создаётся новый образ постнеклассической науки.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Башляр Г. Новый рационализм. Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1987. - 374с.
  2. Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV - середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416с.
  3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.// Проблемы методологии постнеклассической науки./ Отв. ред. Мамчур Е.А. - М.: ИФРАН, 1992.-С. 1-40.
  4. Грушевская Т.Г. , Садохин П.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие: Высшая школа., М.: 2002г
  5. Дубнищева Т.Я  Концепции современного естествознания, 9-е издание, М,: издательский центр «Академия», 2008
  6. Кадров Б.М., Научные революции, М, 1980, 68с.
  7. Корниенко А.А., Корниенко А.В., Философские вопросы развития науки, Томск, 1990, 230с.
  8. Т. Кун, Структура научных революций М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  9. Леглер В.А.  Научные революции при социализме. Интернет ресурс сайтаhttp://www.socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/Legler/Legler_Gl2.htm
  10. Степин В.С.  Философия науки. Общие проблемы М.: Гардарики 2006
  11. Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естествознания. – М., 2004.
  12. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. - Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с
  13. Франк Ф.  Философия науки. Связь между наукой и философией. Издание второе, М,:URSS.2011.

 

 

 

1 В.С. Степин, Философия науки. Общие проблемы М.: Гардарики 2006

 

2 Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естествознания. – М., 2004.

 

3Т.Я. Дубнищева, Концепции современного естествознания, 9-е издание, М,: издательский центр «Академия», 2008

 

4 Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV - середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416

5 Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. - Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с

6Грушевская Т.Г. , Садохин П.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие: Высшая школа., М.: 2002г

7В. А. Леглер Научные революции при социализме. Интернет ресурс сайтаhttp://www.socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/Legler/Legler_Gl2.htm

8В. А. Леглер Научные революции при социализме. Интернет ресурс сайтаhttp://www.socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/Legler/Legler_Gl2.htm

9 Кадров Б.М., Научные революции, М, 1980, 68с.

 

10 Т.Я. Дубнищева, Концепции современного естествознания, 9-е издание, М,: издательский центр «Академия», 2008

 

11 Башляр Г. Новый рационализм. Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1987. - 374с.

 

 


Информация о работе Понятие и типы научных революций