Понятие и виды социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение представляет собой предусмотренную законодательством систему материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети1.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Нотариусы не являются исключением, на них в полной мере распространяется законодательство о государственном социальном обеспечении.

Содержание работы

Введение
1. Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения
2. Понятие и виды социальных услуг
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Понятие и виды социального обслуживания.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В понимании законодателя (и в том содержании, которое вложено в материальную и социально-культурную услуги) социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее (смесь) материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги. Это было бы более верно с позиции установления общих стандартов в законодательстве. Однако следует заметить, что на законодательном уровне установлено одно положение и определение социальной услуги, а на уровне подзаконных актов действуют несколько иные определения, социальная услуга, если учитывать стандарты, как самостоятельный вид услуг вообще не существует, есть только материальные услуги и социально-культурные. А если посмотреть содержание социальных услуг, для пожилых граждан и инвалидов, то можно увидеть, что весь комплекс услуг состоит из тех же двух групп услуг материальных и социально-культурных.

Виды правоотношений по социальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут быть перечисленные объекты правоотношений и порядок их предоставления (по закону и по договору). В последнем случае мы выделяем:

А. Правоотношения по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию, которые характеризуются следующими признаками:

1) основанием их возникновения  являются нуждаемость (бедность) и  трудная жизненная ситуация, в  которой находится лицо;

2) социальная помощь и  обслуживание как объект правоотношения  призваны обеспечить уровень  жизни нуждающимся до определенного  законом минимального уровня. Финансирование осуществляется за счет средств государственных и местных бюджетов, а перечень гарантированных социальных услуг предоставляется безвозмездно;

3) права и обязанности  участников - государственных и муниципальных  социальных служб, с одной стороны, и физического лица - с другой, носят социально-алиментарный характер, а указанные социальные службы обязаны предоставить социальную помощь и обслуживание на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

Б. Договорные правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию, которые отвечают следующим признакам:

1) субъектами названных  отношений являются, с одной стороны, любые физические лица независимо  от признака нуждаемости (бедности), с другой - не только государственные  и муниципальные социальные службы, но и частные;

2) объектом правоотношения  выступают социальные услуги  и иные виды социального обслуживания, но их уровень не должен  быть ниже установленных государственных  стандартов качества социального  обслуживания, но предоставляются они на платной основе (полностью или частично). Установлен государственный контроль за деятельностью по предоставлению услуг частными социальными службами вплоть до лишения их лицензии;

3) взаимные права и  обязанности сторон определяются  договором на условиях частичной или полной оплаты предоставляемых социальных услуг.

Таким образом, правоотношение по социальной помощи и социальному обслуживанию - это социально-обязательственное отношение, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать от другой стороны - государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

 
Социальная защита

 

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам. Отсюда можно сделать вывод, что понятия "социальная поддержка" и "социальная защита" соотносятся как часть и целое.

При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида

24 сентября 2008 года Россия подписала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов". Резолюция содержит ряд статей, которые определяют основные принципы и обязательства стран по обеспечению прав инвалидов в различных сферах их жизнедеятельности

Ст.6.1. закона о государственной социальной помощи говорит,что Государственная политика в области социальной защиты инвалидов всех категорий в Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности. Несовершеннолетним лицам, то есть лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста и имеющим расстройства функций организма и ограничение жизнедеятельности устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Лицо может быть признано инвалидом только на определенных условиях и в определенном порядке, а именно, в результате проведения медико-социальной экспертизы, которая осуществляется в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы - в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, в главных бюро медико-социальной экспертизы, в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, которые являются филиалами главных бюро.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

Социальная пенсия является самостоятельным видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению инвалидов.

Социальная пенсия, в отличие от трудовой, назначается в следующих случаях.

1) Лицо является гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.

На иностранных граждан и лиц без гражданства дополнительно распространяется условие об отсутствии ограничения на получение пенсии, которое закреплено законами (в частности, у лица должен иметься вид на жительство) и международными договорами РФ.

2) Лицо является нетрудоспособным.

Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Право получать государственную пенсию по инвалидности имеют лица, удовлетворяющие следующим специфическим условиям.

Чтобы получать государственную пенсию по инвалидности, лицо, отвечающее всем условиям, достаточным для ее назначения, должно обратиться с заявлением, к которому приложены все необходимые документы.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении государственной пенсии по инвалидности, зависит от категории, к которой в соответствии с Законом относится обратившийся за указанной пенсией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Нормативно-правовой акт

 

Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2006 г. N 195-ФЗ; от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ;от 01.03.2008 г. N 18-ФЗ; от 14.07.2008 г. N 110-ФЗ;от 22.12.2008 г. N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ)

Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.

 

1 Тихомирова Л.В., М.Ю. Тихомиров. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 1997, - с. 239

2 Благодир А.Л. Социальное  обслуживание в системе права  социального обеспечения. Киров, 2002. С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007. С. 528 и др.

3 *(Буянова М.О. Социальное  обслуживание граждан России  в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С. 56-58, 60.

4 Мелвин П. Бедность и гарантированный минимальный доход // Социалистический труд. 1990. N 10. С. 101-107.

5 СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

6 Постановление Правительства  РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне  доходов, учитываемых при расчете  среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.

7 СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

8 Ершова И.Б. Цели и  приоритеты социальной политики  в период реформирования экономики восточноевропейских стран // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 100-103; Ершова И.Б. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейских странах //Там же. 1997. N 2. С. 93104.

9 Право социального обеспечения  России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007. С. 616-617.

10 Ткаченко А.А. Система  социальных выплат в Германии // Труд за рубежом. 1999. N 3. С. 86-99; Чубарова  Т.В., Исаченко Т.М. Европейский Союз  и проблемы социальной защиты  населения стран-участниц // Там же. 2000. N 3. С. 86-105.

11 Самойлова Р.М. Проблемы  бедности в США // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 44-51.

12 Шлихтер А.А. Государственные  программы в сфере труда и  занятости (опыт США) // Там же. 2004. N 3. С. 45-65..

13 Буянова М.О. Экономические  гарантии права граждан на  социальное обслуживание. Некоторые вопросы методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. М., 2004. С. 276-277

14 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 121.

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды социального обслуживания