Понятиe и значeниe льгот в систeмe социального обеcпечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:03, реферат

Описание работы

Социальные льготы- это преимущества, дополнитeльные правa, предоставляемыe отдeльным катeгориям граждан. Льготы имeют место там, где нeт условий для равного удовлeтворения жизнeнно важных потрeбностей. В этом случаe льготы могут компeнсировать этот пробeл.
Льготы eсть, прeжде всeго, социальная мeра, в этом проявляeтся их общeственная цeнность. В сегодняшнeй весьма нeблагоприятной социально-экономичeской ситуации требуeтся радикальноe измeнениe систeмы льгот, с тeм, чтобы прeодолеть нарастаниe нeгативных тендeнций в этой сфeре и поддeржать нуждающиeся в социальной защите многочислeнные слои насeления.

Файлы: 1 файл

Льготы в системе социального обслуживания.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

В части социальной помощи государственным служащим и военнослужащим очевиден спорный момент. Военные и госслужащие (сотрудники органов власти и управления, милиционеры, прокурорские работники, судьи и др.), как правило, люди вполне здоровые и способные из собственных заработков платить за соответствующие социальные блага. В данном случае налицо неверный государственный подход привлечения к военной и государственной службе людей путем обозначения их исключительности относительно основной массы населения, но не путем установления высокой зарплаты.

Льгота-награда это денежное вознаграждение, предоставляемое определенной категории людей для закрепления их экономического положения выше уровня большинства населения.

К указанной категории населения относятся: Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, почетные доноры, другие лица. Общество за выдающиеся заслуги пожизненно предоставляет этим людям определенный набор особых возможностей, которых лишено большинство населения.

Например, существует особый порядок предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", и распространяющийся на граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор". Этим лицам предоставляется ежегодная денежная выплата.

Оба вида социальных льгот имеют подвид: административные льготы. К административным следует отнести таможенные, налоговые, льготы по уплате государственной пошлины.

Проблема классификации социальных льгот может быть решена лишь путем принятия соответствующего федерального закона. Такой закон должен, с одной стороны, гарантировать государственную помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а с другой — упорядочить ныне действующую систему социальных льгот.

Основными положениями концепции государственной социальной помощи населению должны стать:

- гарантированность  государственной социальной помощи для малоимущих семей;

- адресный  характер социальной помощи;

- учет семейного  дохода при оказании социальной  помощи;

- получение  социальной помощи из единого  источника;

- предоставление  органам социального обслуживания  права 
проверки обоснованности обращения гражданина за государственной социальной помощью;

- разделение  систем социального обеспечения  и социального страхования;

- создание  единой системы учета социальной  помощи и 
социальных льгот, предоставляемых из различных источников.

Закон «О государственной социальной помощи населению» призван свести воедино правовые нормы об оказании государственной социальной помощи, содержащиеся в многочисленных правовых актах, обеспечить их взаимоувязку и системность в их применении.

Одна из основных задач закона — разделение сфер социального обеспечения (вспомоществования) и социального страхования.

Закон должен носить рамочный характер и закладывать правовые основы функционирования всей системы оказания государственной социальной помощи.

Цель закона — определение четких критериев предоставления государственной социальной помощи, обеспечения ее адресности.

Законом должны быть решены следующие задачи:

- определение  круга получателей адресной социальной  помощи;

- введение принципиально  новой классификации социальных  льгот и выплат;

- обеспечение адресности  в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе социальных льгот;

- установление взаимосвязи  получения социальных льгот 
и выплат с уровнем семейного дохода;

- создание системы гарантированного  обеспечения минимальных материальных  потребностей граждан;

- осуществление перехода  к заявительной системе предоставления социальной помощи;

- обеспечение рационального  использования государственных средств, выделяемых на социальную защиту населения.

Закон «О государственной социальной помощи населению» призван установить систему правовых, экономических и организационных мер по социальной защите малоимущих слоев населения. В качестве основных целей оказания государственной социальной помощи следует определить: обеспечение минимальных материальных потребностей граждан, рационализацию использования государственных средств, обеспечение социальной стабильности.

В законе необходимо разделить государственную социальную помощь на целевую и адресную.

Выделение целевой государственной помощи вызвано необходимостью сохранения действующих льгот для относительно небольшой группы их получателей, таких, как участники ВОВ, инвалиды, в том числе ВОВ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, семьи погибших военнослужащих, участники трудового фронта во время ВОВ, жители блокадного Ленинграда, бывшие узники концлагерей, репрессированные, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участники военных конфликтов в мирное время, ветераны вооруженных сил.

Эти категории граждан получают льготы в соответствии с действующим законодательством. Проектом Закона эти льготы должны быть подтверждены. Отмена данных льгот крайне негативно отразилась бы на социальной ситуации в стране.

В отличие от целевой социальной помощи, адресная социальная помощь должна предоставляться не отдельным социальным категориям, а конкретным гражданам, у которых трудная жизненная ситуация, связанная с ограниченной трудоспособностью (нетрудоспособностью); многодетным гражданам, у которых размеры денежных и натуральных доходов не позволяют удовлетворять минимальные материальные потребности; гражданам, у которых отсутствует собственность, позволяющая извлекать доходы и др.

В качестве видов государственной социальной помощи необходимо определить: субсидии, компенсации, льготы, социальные услуги, адресное денежное пособие.

 

2. 2. Характеристика  отдельных видов льгот в системе  социального обслуживания

Законодательство о социальном обслуживании предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей.

Так, согласно ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

1) оказание квалифицированной  медицинской помощи инвалидам, включая  лекарственное обеспечение, осуществляется  бесплатно или на льготных  условиях в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации.

2) Инвалиды и семьи, имеющие  детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении  жилищных условий, принимаются на  учет и обеспечиваются жилыми  помещениями с учетом льгот, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации

3) Государство гарантирует  инвалидам необходимые условия  для получения образования и  профессиональной подготовки

4) Инвалидам предоставляются  гарантии трудовой занятости  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации путем проведения следующих  специальных мероприятий, способствующих  повышению их конкурентоспособности  на рынке труда: 1) осуществления  льготной финансово-кредитной политики  в отношении специализированных  предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций  общественных объединений инвалидов; 2) установления в организациях  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности  квоты для приема на работу  инвалидов и минимального количества  специальных рабочих мест для  инвалидов; 3) резервирования рабочих  мест по профессиям, наиболее  подходящим для трудоустройства  инвалидов; 4) стимулирования создания  предприятиями, учреждениями, организациями  дополнительных рабочих мест (в  том числе специальных) для трудоустройства  инвалидов; 5) создания инвалидам  условий труда в соответствии  с индивидуальными программами  реабилитации инвалидов; 6) создания  условий для предпринимательской  деятельности инвалидов; 7) организации  обучения инвалидов новым профессиям.

5) Инвалиды получают материальное  обеспечение. Материальное обеспечение  инвалидов включает в себя  денежные выплаты по различным  основаниям (пенсии, пособия, страховые  выплаты при страховании риска  нарушения здоровья, выплаты в  счет возмещения вреда, причиненного  здоровью, и другие выплаты), компенсации  в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации

6) Инвалидам, нуждающимся  в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и  бытовые услуги на дому либо  в стационарных учреждениях.

7) Инвалиды обеспечиваются  бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и  другими средствами, необходимыми  им для социальной адаптации

8) Инвалиды и дети-инвалиды  имеют право на санаторно-курортное  лечение в соответствии с индивидуальной  программой реабилитации инвалида  на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся  в санаторно-курортном лечении, имеют  право на получение на тех  же условиях второй путевки  для сопровождающего их лица.

9) Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные  работники, осуществляющие уход  за детьми-инвалидами, а также  инвалиды пользуются правом бесплатного  проезда на всех видах транспорта  общего пользования городского  и пригородного сообщения, кроме  такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная  скидка со стоимости проезда  на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного  транспорта с 1 октября по 15 мая  и один раз (проезд туда и  обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам  предоставляется право бесплатного  проезда один раз в год к  месту лечения и обратно, если  законодательством Российской Федерации  не установлены более льготные  условия.

Так же можно отметить льготы по оплате жилья, обеспечение лекарственными препаратами и т.д.

Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:

1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых  помещений;

3) оплате коммунально-бытовых  услуг и торговому обслуживанию;

4) медицинскому, протезно-ортопедическому  обслуживанию, санаторно-курортному  лечению, обеспечению лекарствами  и изделиями медицинского назначения;

5) обеспечению транспортными  средствами и оплате проезда;

6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

7) пользованию услугами  учреждений связи, культурно-зрелищных  и спортивно-оздоровительных учреждений;

8) получению услуг учреждений  социального обслуживания, социальной  и юридической помощи.

При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям пунктам.

Согласно Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей они имеют право на»: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок и т.д.

В соответствии с законом получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды).

Необходимо отметить, что в настоящее время произошли изменения в области социальных льгот.

Так, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ 
ввел понятие «монетизации». Монетизация вызвала различные отклики.

Монетизация льгот и все вопросы, связанные с ней, неразрывно связаны с экономическим развитием города, бюджетом города и его возможностями.

Смысл монетизации в замене льгот денежным эквивалентом. Однако ошибочно было бы полагать, что отмена льгот - это главная цель закона. Думается, основная цель в том, что лучше дать социально нуждающимся гражданам «реальные» деньги (компенсацию), чем льготу (которой они может быть пользовались, а может быть и нет). Проблема монетизации встретила разные отклики со стороны граждан. По большей степени – негативные, т.к. размер предоставляемых компенсаций был меньше, чем увеличившиеся расходы. Особо остро это коснулось пенсионеров.

Информация о работе Понятиe и значeниe льгот в систeмe социального обеcпечения