Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:04, реферат
В 50-60-е гг. исследования социальных групп проводят Хоманс, Уайт, Ньюком и др. Помимо разработок проблем больших и малых групп, первичных и вторичных (Кули), формальных и неформальных (Мейо), учёные обращают внимание на добровольные ассоциации, харизматические группы, бюрократию, т.е. на механизмы, которые связывают социальную группу с социальной организацией. На рис. 1 показана классификация групп.
1.Введение…………………………………………………………………………...........3
2. Понятие коллектива, основные признаки и классификация коллективов........................................................................................................................5
2.1 Понятие коллектива и основные признаки...........................................................5
2.2 Классификация коллективов....................................................................................7
2.3 Конфликты в коллективе и методы их разрешения..........................................10
3. Лидеры в группе..........................................................................................................12
4. Заключение...................................................................................................................14
Литература........................................................................................................................15
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Понятие коллектива, основные
признаки и классификация
2.1 Понятие коллектива
и основные признаки...........
2.2 Классификация коллективов.....
2.3 Конфликты в коллективе
и методы их разрешения........
3. Лидеры в группе...............
4. Заключение....................
Литература....................
1.Введение
Исследования социальных групп, начиная с 20-30-х гг. 20 в. являются пограничными для двух наук – социальной психологии и социологии. В 30-40-е гг. исследования социальных групп приобретают прикладной характер. Прежде всего, это связано с исследованиями Элтона Мейо. По существу Мейо было разработано понятие трудового коллектива, и был проведён анализ формальных и неформальных групп. В социально-психологическом аспекте изучение социальных групп проводит Морено. В его исследовании находят отражение методика изучения и измерения характера и уровня межличностных взаимодействий (социометрия). Морено вводит понятия «социальное расстояние» и «социальная дистанция», которые определяют отношения внутри и между группами. В конце 30-х гг. была предложена теория групповой динамики (Курт Левин), объясняющая функционирование малых групп, законы их формирования, развития, взаимоотношения индивидов в группе, между группами, между группами и социальными институтами. Основными принципами теории групповой динамики являются:
В 40-е гг. важный вклад в исследование социальных групп вносит Стауффер (работа «Американский солдат»). Значительная часть его работы была посвящена изучению социальных групп в американской армии и их значению в поддержании высокого морального духа солдат (в особенности референтной группы – реальной или воображаемой группы, являющейся для индивида социальным эталоном, с которым он сравнивает себя, своё положение и поведение).
В 50-60-е гг. исследования социальных групп проводят Хоманс, Уайт, Ньюком и др. Помимо разработок проблем больших и малых групп, первичных и вторичных (Кули), формальных и неформальных (Мейо), учёные обращают внимание на добровольные ассоциации, харизматические группы, бюрократию, т.е. на механизмы, которые связывают социальную группу с социальной организацией. На рис. 1 показана классификация групп.
Рис. 1 Классификация групп, изучаемых в социальной психологии
2. Понятие коллектива, основные
признаки и классификация
2.1 Понятие коллектива и основные признаки.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые . Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать
малую группу коллективом, она должна
соответствовать ряду весьма высоких
требований: успешно справляться
с возложенными на нее задачами (быть
эффективной в отношении
Психологически развитой
как коллектив считается такая
малая группа, в которой сложилась
дифференцированная система различных
деловых и личных взаимоотношений,
строящихся на высокой нравственной
основе. Такие отношения можно
назвать коллективистскими. Коллективистские
отношения определяются через понятия
нравственности, ответственности, открытости,
коллективизма, контактности, организованности,
эффективности и
2.2 Классификация коллективов.
По характеру внутренних связей различают коллективы формальные и неформальные. Формальные коллективы создаются по внешним причинам: в результате организационного процесса, по воле руководства, для выполнения определенных задач. Они могут быть образованы для выполнения регулярной функции (например, отдел планирования) или решения определенной целевой задачи (например, комиссия по разработке какого-либо проекта).
Формальные коллективы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют руководителя, четко определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные коллективы обеспечивают единство действий всех составных частей организации, связь различных подразделений с ее общими целями. В основе их выделения лежит целесообразность общественного разделения труда.
В неформальных коллективах отношения складываются спонтанно. Их участники вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей. Неформальные коллективы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т. п. Такие группы существуют во всех организациях, хотя они и не представлены в структурных схемах. В неформальных коллективах обычно действуют неписаные правила и нормы поведения. В них складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти коллективы имеют явного или неявного лидера. Часто неформальный коллектив влияет на своего члена намного сильнее, чем формальная структура.
По составу коллективы бывают однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и т. д. Разнородные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговой атаке). Однородные коллективы эффективнее решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее их взаимовлияние, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако в однородных коллективах острее внутренняя конкуренция, поэтому они более конфликтны.
Эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей.
По способам комплектования
различают коллективы постоянные и
временные. Постоянные коллективы (хотя
отдельные их члены могут приходить
и уходить) придают организации
устойчивость. Примером таких команд
могут быть бригады, отделы, небольшие
подразделения, находящиеся в штатной
структуре организации. Временные
коллективы создают для работы над
конкретным проектом или проблемой,
например в целях разработки и
реализации стратегии, реструктуризации
предприятия; для внедрения новых
технологий. По завершении заданий
они расформировываются. Такие группы
часто сталкиваются с проблемами:
ограниченностью времени
По выполняемым задачам коллективы подразделяются на группы руководства, функциональные и производственные группы, комитеты. Группа руководства (командная группа) состоит из руководителя предприятия (подразделения) и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (например, директор предприятия и его заместители; заместитель руководителя предприятия по производству и непосредственно подчиненные ему начальники отделов, служб и цехов).
Функциональная группа объединяет
руководителя и специалистов функционального
подразделения (службы, отдела, бюро, группы),
которые реализуют общую
В состав производственной группы входят руководитель и рабочие, изготовляющие определенный вид деталей (работ). Члены производственной группы совместно работают над одним заданием; различия между ними связаны с разделением видов работ в зависимости от квалификации работников. Комитет — это группа предприятия, которой руководство делегирует полномочия для выполнения какого-либо проекта или задания. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением. Они отличаются от других формальных структур групповым принятием решений, что иногда является наиболее эффективным средством достижения целей.
2.3 Конфликты в коллективе и методы их разрешения.
Конфликты - неотъемлемая составляющая функционирования любой современной организации. И любой конфликт может выполнить как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендации по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять. Организационный конфликт — это интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования. Он может существовать:
Причинами конфликтов на внутригрупповом
уровне могут быть; стиль руководства,
групповые цели и нормы, организация
труда, системы групповой
3. Лидеры в группе
Феномен лидерства привлекает
внимание исследователей, прежде всего
исключительной практической значимостью
проблемы с точки зрения повышения
эффективности управления в различных
сферах общественной жизни. Лидерство
в малой группе — это феномен
воздействия или влияния
Основные функции лидера:
организация совместной жизнедеятельности
в различных ее сферах, выработка
и поддержание групповых норм,
внешнее представительство
В соответствии с выделением
двух основных сфер жизнедеятельности
малой группы: деловой, связанной
с осуществлением совместной деятельности
и решением групповых задач, и
эмоциональной, связанной с процессом
общения и развития психологических
отношений между членами
Информация о работе Понятие коллектива, основные признаки и классификация коллективов