Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:38, доклад
Понятие культуры чрезвычайно широким, потому культурное охватывает социальное во всех его формах и на протяжении всей истории существования человечества. В большинстве лингвистов не вызывает сомнения то, что своим происхождением слово \"культура\" (лат cultura - воспитание, образование, развито к, почитание) обязано латинским словам colo, col и происходили под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных природными причинами.
Но с XVIII в термин \"культура\" начал применяться в отношении людей и их творческой деятельности, он получил обобщающее значение и им стали называть все созданное человеком При таком подходе культуру можно рассматривать как созданную человеком \"вторую природу\".
Понятие культуры чрезвычайно широким, потому культурное охватывает социальное во всех его формах и на протяжении всей истории существования человечества. В большинстве лингвистов не вызывает сомнения то, что своим происхождением слово \"культура\" (лат cultura - воспитание, образование, развито к, почитание) обязано латинским словам colo, col и происходили под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных природными причинами.
Но с XVIII в термин \"культура\" начал применяться в отношении людей и их творческой деятельности, он получил обобщающее значение и им стали называть все созданное человеком При таком подходе культуру можно рассматривать как созданную человеком \"вторую природу\".
Несколько в другом аспекте рассматривает понятие культуры Н.Смелзер, один из крупнейших представителей американской социологической мысли Сравнивая животный мир и мир человека, он отмечает, что поведение животных преимущественно инстинктивное Зато человеческое поведение гораздо меньше обусловлена прямым генетическим контролем Что же формирует поведение человека, организует человеческую жизнь? генетично запрограммированное поведение, в жизни людей в основном осуществляет культура Поэтому Смелзер определяет культуру как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.
Итак, в социологии культуру определяют как освоение, гуманизация человеком природы, совершенствования всего того, что человек считает естественно данным, того, стихийно возникло в природе, обществе, лицу; все это, созданное руками и умом человека.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и находит выражение в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение материальных предметов и духовных феномене.
Можно выделить три основные сферы проявления человеческой культуры:
- отношение людей к
природе (предполагает гармонию
связей между человеком и
- отношение к другим
людям (цель оптимизации
- отношение человека к самому себе (направлено на самопознание, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвитие) 6
В зависимости от уровня, масштабов, форм социального взаимодействия различают типы и формы культуры Основными типами культуры являются:
- общечеловеческая культура
(в смысле культуры, созданной
человечеством на протяжении
всей истории его
- супкультуру (в смысле культуры, созданной конкретным обществом, которая передается из поколения в поколение);
- субкультура (в понимании
культуры как совокупности
- контркультура (в смысле
культурной модели
- девиантное культура (как разновидность субкультуры; присуща группам с социально отклоняющимся поведением; пример-стиль жизни криминальных группировок);
- личностная культура (подразумевается культура конкретного индивида)
Исторически сложились две формы культуры: высокая (элитарная) и народная (фольклорная) Элитарная культура включала в себя прежде всего классическую музыку, живопись, литературу, которые создавались профессионалами высокого уровня Народная культура включала фольклор, песни, танцы, мифы, сказки, которые создавали люди в повседневной жизни Как правило, элитарная культура создавалась и удовлетворяла потребности немногих, на родна же была связана с жизнью широких народных масс.
В современном обществе в связи с развитием средств массовой информации возникает еще одна форма - массовая культура, которая апеллирует к всех и рассчитана на массовое потребление
Основными составляющими или элементами культуры являются:
1 Язык как система знаков,
наделенных определенным
2 Ценности, включающих жизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни); гостиной (ценности здоровья, безопасности, благосостояния, семьи, ценности образования, правопорядка и др.); ценности общественного призвание (социальное положение); ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); демократические ценности (свобода убеждений, слова, политического выбора) партикулярные ценности (вера в Бога).
3 Нормы, олицетворяющих требования к поведению Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и демонстрирует образцы поведения
4 сложных образцы поведения: обычаи, традиции, обряды Обычай представляет собой привычную социальную регуляцию, взятое из прошлого Традиции-элементы наследия, передающиеся от поколения к поколению и образуется юють наследственную связь в истории человечества Обряды - стереотипы символических коллективных действий, выражает чувствауття.
Функции культуры
Заканчивая анализ основных понятий и категорий социологии культуры, укажем на социальные функции культуры:
- познавательная (исследования
в области культуры дают
- функция социальной памяти
или передача социального
- образовательно-воспитательная
(именно культура делает
- регулятивная (ценности, идеалы, нормы и образцы поведения определенной культуры в ходе социализации становятся частью самосознания личности, формируют и регулируют ее поведение);
- коммуникативная (культура выступает средством общения людей);
- интегративная и
1 Культура элитарная - культура, которая требует высокого профессионализма в исполнении
2 Народная культура - культура, созданная людьми в процессе их повседневной жизни (фольклор, мифы, сказки и т.д.)
3 Девиантное культура - культура, в которой доминируют маргинальные аспекты