Понятие «личность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, являются дефицитом в современной России. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие «личность» ……………………………………………………3
Особенность социологического изучения личности………………....4
Вывод…………………………………………………………………….6
Практическая задание…………………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

социолог контр. вар№8.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

по теме: Вариант №8

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

Группа  УК-12-П

Ф.И.О Комягин А.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………3                                                                                                                              

Понятие «личность» ……………………………………………………3                                                                

Особенность социологического изучения личности………………....4

Вывод…………………………………………………………………….6                                                                                       

Практическая задание…………………………………………………..7                                                               

Список литературы…………………………………………………….10                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории  человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество  различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих  пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним  видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно  сложными и непредсказуемыми. Среди  более шести миллиардов людей  на нашей планете не встретишь  двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение  задачи по установлению того общего, что  объединяет представителей человеческой расы. 
         В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, являются дефицитом в современной России. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире. 
 

1. Понятие «личность».  
Особенности социологического изучения личности 
1.1 Понятие личности 
        Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. 
        Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается только с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида. 
         Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли. 
        Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. 
 
1.2 Особенность социологического изучения личности. 
        Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т. е. как личность, что ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудовою коллектива или организации и т. д. Проблема социальной природы человека (наряду с проблемами культуры и социального взаимодействия) лежит в фундаменте общесоциологической теории. 
        Исследованием сущности личности занимается профессор О.Н. Козлова. В своей статье, помещенной в журнале «Социально-гуманитарные знания» она рассказывает, что при определении сущности личности существуют две оппозиционные трактовки. 
        Первая предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества. Так, К. Маркс определил ее как «совокупность всех общественных отношений». По словам Л. Гумпловича, «в человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа». 
        Другая трактовка предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности. Личность творит, приносит нечто новое в мир не общим, что есть у нее с другими людьми, а исключительным, как отмечал В.В. Розанов. 
        Оппозиция этих двух подходов отражена в психологическом споре. Школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, в которой был разработан «деятельностный подход» к определению сущности личности, искала источник неповторимости «Я» человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности. Лидер западной социологии  
Ж. Пиаже отстаивал прямо противоположную позицию: сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека. 
В рамках деятельностного подхода источником развития личности являются ее способности, стимулирующие активность человека. Другой подход основную роль в развитии личности отводил потребностям как стимулятору человеческой активности.1 
        Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения. 
         Понятие личности используется в социологии в двух значениях:  
1) под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Синонимом служит «модальная личность», или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения личности, включая традиционные для данной культуры стереотипы поведения (трудолюбие, общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.); 
2) второе определение личности (социологическое) рассматривает его как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т. е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды социальных систем.2 
        Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. 

Вывод:

Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших в человек осознании. До сих пор  ещё не сложилось достаточно обоснованного  и общепринятого определения  многозначность содержания этого понятия  обусловлена многоаспектностью  проявлений личности, многообразием  её становления и развития. 
         После ознакомления с темой «Проблема личности в социологии» я пришла к следующим выводам: 

  1. Итак, личность все-таки непостоянна. И изменяется она не только на протяжении жизни человека, но и совершенствуется поколение за поколением.
  2. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты.
  3. Личность является механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни, вырабатывать смысл своего существования. 
  4. Черты складываются и проявляются только в процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для описания личности является понятие социальной роли. 

Практические задания 
 
1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ. 
 
         Я считаю, что в социологическом понимании каждый человек является личностью. 
         Говоря о человеке, мы можем рассматривать его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее "социологичной" будет характеристика человека как субъекта общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.  
         Каждый конкретный человек - это индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности.  
         В этом смысле каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово "личина" - маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, по сути, и по характеру представляется нам, прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл. 
 
2. Личность - продукт биографии. Правильно ли это? 
        Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».  
 

 

 

3. Выберите  из перечня характеристик те, которые являются свойствами  личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный,  консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый. 
          Целеустремленный, любознательный, ответственный, консерватор, меланхолик, трудолюбивый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

  1. Бороноев, А. О. О понятиях общество и социальное [Текст] / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Социс. 2003. № 8.
  2. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. 
  3. Комаров М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов. М.: Наука. 1994. 
  4. Ильенков И.В., Что такое личность, М., 1991.
  5. Ильенков Э.В., Философия и культура, М., 1991.
  6. Радугин, А. А. Социология [Текст] / А. А. Радугин, К. А. Радугин. М., 2000.
  7. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма. 2003. 
  8. Хьел Д., Зиглер Д., Теория личности, М., 1997.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие «личность»