Понятие личности в социологии. Факторы формирования личности. Социализация. Социальные статусы и роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социальной роли и социального статуса. Социальная роль и социальный статус являются очень близкими и почти синонимичными понятиями. Разница между ними сводится к тому, в каком контексте они используются. Если термин «роль» применяется главным образом к тому, как ведёт себя человек, то есть к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

Содержание работы

Введение 3
Понятие личности в социологии 4
Факторы формирования личности. Социализация. 5
Социальные статусы и роли 11
Заключение 19
Интернет-ресурсы 20

Файлы: 1 файл

Понятие личности в социологии_.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

3

 

Понятие личности в социологии

4

 

Факторы формирования личности. Социализация.

5

 

Социальные статусы и  роли

11

 

Заключение

19

 

Интернет-ресурсы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность  человека, вступающего во взаимоотношения  с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует  качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует  личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек  как основной, изначальный элемент  этой структуры, без которого нет  и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект  и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди –  таково и общество; но не менее верно  и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как  справедливо замечает видный югославский  социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт  общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело  определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это  значит, что человек является одним  из факторов, которые определяют общество. Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного  труда. С биологической точки  зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как  поведение животного полностью  определяется инстинктами, поведение  человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

 

 

 

 

 

 

Понятие личности в социологии.

Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в  рамках микроуровня человеческого  познания, человек является главным  субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как  бы подтверждая, что с одной стороны  человек есть часть живой природы  и некоторые природные моменты  свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в  человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

 Понятие человек употребляется  для характеристики всеобщих, присущих  всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий  род (хомо сапиенс).

 Индивид — это единичный  представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных  и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов  и т.д. Индивид — наиболее  употребляемый термин, под которым  понимается некая усредненная  единица, не имеющая индивидуальных  качеств и обычно употребляемая  в контекст — «один из…»  Т.е. социальная группа состоит  из индивидов, каждый из которых  обладает качествами группы, но  не свойствами собственными. При  этом не фиксируется ни возраст,  ни пол, ни темперамент и  другие качества. Однако, существуют  огромные различия между стариком  и ребенком, человек первобытного  общества и современным человеком.  Чтобы отразить конкретно-исторические  особенности развития человека  на различных уровнях его индивидуального  и исторического развития, наряду  с понятие индивид используется  и понятие личность. Индивид в  данном случае рассматривается  как отправной момент для формирования  личности, личность — это итог  развития индивида. Личность —  совокупность сочетание социальных  качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает  качества, присущие исключительно  данному индивиду.

 

 

Факторы формирования личности. Социализация.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной  сферы общественного опыта, но процесс  совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и  т.д.. А достичь всего этого  путем простого усвоения нельзя. Усвоенный  мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно  к этому стремиться. Новые потребности  и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в  реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто  субъективно творческим. С мыслью о том, что личностью человек  не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.

 Если по отношению  к развитию познавательных процессов  можно было сказать, что детский  возраст является решающим в  их формировании, то это тем  более верно в связи с развитием  личности. Почти все основные  свойства и личностные качества  человека складываются в детстве,  за исключением тех, которые  приобретаются с накоплением  жизненного опыта и не могут  появиться раньше того времени,  когда человек достигнет определенного  возраста.

 Развитие личности  в детстве происходит под влиянием  различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств  массовой информации (печать, радио,  телевидение) и живого, непосредственного  общения ребенка с окружающими  людьми. В разные возрастные периоды  личностного развития количество  социальных институтов, принимающих  участие в формировании ребенка  как личности, их воспитательное  значение различны. В процессе  развития личности ребенка от  рождения до трех лет доминирует  семья, и его основные личностные  новообразования связаны в первую  очередь с ней. В дошкольном  детстве к воздействиям семьи  добавляется влияние общения  со сверстниками, другими взрослыми  людьми, обращение к доступным  средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается  новый мощный канал воспитательного  воздействия на личность ребенка  через сверстников, учителей, школьные  учебные предметы и дела. Расширяется  сфера контактов со средствами  массовой информации за счет  чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс  формирования личности действует ряд  факторов:

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его  отцов или те антропологические  особенности, которые составляют почву  для развития личности.

 Вряд ли кто может  сомневаться в значении расы  в указанном отношении. Наилучшим  примером может служить тот  факт, что из трех человеческих  рас черная, несмотря на свою  многочисленность, далеко не достигла  той степени культурного развития, как две другие расы.

 При всей своей многочисленности  представители этой расы никогда  не играли (за небольшим исключением)  важной роли в истории. Этот  важный факт нельзя не сопоставить  с тем антропологическим фактом, что вместимость черепа и вес  мозга этой расы меньше, чем  у двух других рас, в особенности  белой. Мне кажется, что это  не должно подвергаться каким-либо  сомнениям.

 Другим примером влияния  антропологических особенностей  на развитие личности являются  народы древней Эллады, достигшие  удивительной культуры и не  менее удивительного развития  личности и затем погибшие  вследствие особых исторических  условий.

• Вторым фактором, оказывающим  влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а  равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные  для человеческого житья, и все  те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии  на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.

Равным образом неблагоприятные  почвенные и метеорологические  условия, характеризующиеся эндемическим (Эндемический - местный, свойственный данной местности) развитием тех  или иных общих болезней, не могут  не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим  личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим  личность индивида в современном  обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Не меньшего внимания в  смысле развития личности заслуживают  воспитание. Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Социализация — это  процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного  функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и  воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков.

Социализация — это  процесс становления человека как  личности, процесс формирования социальных качеств.

 Социализация как процесс  представляет собой: с одной  стороны — передачу обществом  социально-исторического опыта,  культуры, правил и норм поведения  и ценностных ориентиров, с другой  стороны — их усвоение индивидом.  Кроме того, процесс социализации  подразумевает под собой двоякий  процесс: процесс постепенного  раскрытия в индивиде природных  качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Информация о работе Понятие личности в социологии. Факторы формирования личности. Социализация. Социальные статусы и роли