Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 21:51, контрольная работа
Целью работы является раскрытие понятия малых групп и их основных характеристик, ролевая структура, а также их классификация.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе работы раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы. Во второй главе приведена классификация малых групп, а в третьей главе описана ролевая структура малой группы.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие малой социальной группы……………………………………5
2. Классификация малых групп………………………………………….10
3. Ролевая структура малой группы……………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие малой
социальной группы…………………………………
2. Классификация малых групп………………………………………….10
3. Ролевая структура малой
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений [6, с.181].
С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Тема данной работы: «Малые группы. Классификация малых групп».
Актуальность. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Целью работы является раскрытие понятия малых групп и их основных характеристик, ролевая структура, а также их классификация.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе работы раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы. Во второй главе приведена классификация малых групп, а в третьей главе описана ролевая структура малой группы.
При написании контрольной в основном были использованы работы Битяновой М.Р., Платонова Ю.П., Соснина В.А., Мананиковой Е.Н. и др.
В ходе исследования темы решаются следующие задачи:
- дать определение психологическ
- проанализировать классификацию малых групп;
- охарактеризовать ролевую структуру малой группы;
- сделать выводы по данной теме.
1. Понятие малой социальной группы
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90-100 лет назад на экспериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само присутствие людей влияет на протекание психических процессов испытуемого. Между тем, исследования социальной фасилитации - влияние присутствия наблюдателей на продуктивность деятельности человека - в начале XX века были важным этапом формирования нового научного мышления - социально-психологического, рассматривающего Человека сквозь призму его Социального окружения (реального и идеального).
От первых, достаточно наивных в свете сегодняшних представлений взглядов на характер связей между людьми, был один шаг до понимания того важного обстоятельства, что суть человеческих связей - не соприсутствие, а взаимодействие, порождающее новую реальность - групповые взаимоотношения. Идея, как говорится, витала в воздухе, которым дышали исследователи разных стран и материков в 20-х годах прошлого столетия. Мысль о том, что люди, объединенные общей целью, образуют нечто целое, «надындивидуальное», но вместе с тем обладающее собственной субъектной жизнью, практически одновременно прозвучала и в России (В. М. Бехтерев, М. Ланге и др.), и В Германии (В. Меде), и в США (Ф. Оллпорт). С этого времени малая группа становится «фигурой» социально-психологической науки и практики. Г. М. Андреева выделяет три направления развития социально-психологической мысли в Западной Европе (частично) и США (преимущественно), внесших наиболее значительный вклад в расширение и углубление наших представлений о малой группе [2, с.119].
Первое направление - социометрическое - изначально связано с именем Дж. Морено. У высказанных им идей и созданной для их подтверждения методики очень различная судьба. Идеи канули в историю, методика живет своей жизнью и в психологии, и в смежных с нею гуманитарных областях. Морено рассматривал общество как состоящее из двух структур. Макроструктура - не психологическая по своей сути - задает человеку пространственное расположение в мире, среду жизнедеятельности. Микроструктура - это структура межличностных отношений, которые устанавливает человек с другими людьми. Такие отношения Морено рассматривал, прежде всего, как эмоциональные, построенные на симпатии - антипатии. Они имеют для человека непосредственную субъективную значимость, что для данного ученого означало еще и приоритет микроструктуры над макроструктурой. Оптимальный вариант устройства общества - совпадение двух структур. В противном случае человек вынужден находиться в окружении чужих или вовсе не приятных ему людей, что делает его несчастным, а деятельность - неэффективной. Социометрическая методика была призвана изучать структуру эмоциональных отношений человека с тем, чтобы в соответствии с ней перестраивать макроструктуру. Утопичность этих взглядов очевидна, однако порожденные ими методические процедуры не потеряли своей популярности за последние 70 лет [2, с.120].
Второе направление - социологическое, связано с экспериментальной деятельностью Э. Мэйо. Этой деятельности мы обязаны выделением двух систем отношений, существующих в группе, - формальных и неформальных, а также представлениями о роли неформальной группы в удовлетворении важных социальных потребностей человека (в принятии, подтверждении, принадлежности). Сегодня эти представления воспринимаются как некоторая не подлежащая обсуждению социально-психологическая банальность, в 30-е годы XX века это был большой шаг вперед. Близкими к идеям Мэйо оказались взгляды Т. Шибутани. Он предложил различать первичные и вторичные группы, которые различаются степенью социальной дистанции между людьми. В первичных группах такая дистанция минимальна, в них происходит индивидуализированное, личностно окрашенное восприятие участниками друг друга. Они обычно невелики, и отношения в них характеризуются искренностью, наличием чувства принадлежности, общей культуры и истории [2, с.120].
К первичным группам автор отнес взаимодействие в семье, среди друзей и соседей. К вторичным - все остальные (именно так определяет круг вторичных групп сам Т. Шибутани). Во вторичных группах отношения основаны на требованиях совместной задачи. Как правило, люди знают друг о друге только то, что важно для выполняемого сейчас дела, и в основе их контакта лежат соображения полезности.
По сути дела, мы можем говорить о том, что в первичных группах преобладает межличностное общение, а во вторичных - ролевое.
Третье направление - школа групповой динамики, созданная К. Левиным и его учениками - Р. Липпитом, Р. Уайтом, Л. Фестингером и др.
Социально-психологические изыскания К. Левина - это целая эпоха и важнейшая страница в истории развития и становления науки. Его вклад в проблематику малой группы бесценен. Сегодняшними исследователями этот вклад рассматривается как создание «великой традиции ...видящей задачу фундаментальной теории в первую очередь в анализе социально-значимых феноменов реального мира, а конечном счете - в осуществлении эффективных социальных преобразований» Рассматривая группу как динамическое целое, которое больше входящих в него частей и которое изменяется с изменением любой из его частей, приверженцы школы К. Левина обогатили социальную психологию такими понятиями, как групповая сплоченность, стили лидерства, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и др. [2, с.121].
Итак, возникновение малой группы как психологического феномена подразумевает: 1. совместную деятельность в ее психологическом аспекте: ценности, цели, задачи и способы взаимодействия; 2. непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.
Выделяют восемь признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе.
Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который:
«Немногочисленная по составу», «небольшое число людей»... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число либо хотя бы формулу для его определения?
Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате чего можно констатировать следующую ситуацию: большая часть исследований особенностей малых групп проведена на «диадах», то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что «настоящая малая группа» начинается с «триады». «Диада» представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают «усеченную» форму. Получается, что «де юре» малая группа начинается с трех человек, а «де факто» - с двух.
Попытки установить для малой группы однозначный «верхний предел» также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий.
Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, скольких можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы [2, с.122].
2. Классификация малых групп
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификации. Малые группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные [5, с.183].
Малые группы делятся на первичные и вторичные. Первичные группы: семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри их выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Вторичные те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи).
Вторая из исторически предложенных классификаций малых групп - это деление их на формальные и неформальные. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, предписанные групповыми нормами. Соответственно, в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных существуют неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.
Третья классификация выделяет так называемые группы членства и референтные группы. Это деление было введено Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают называются референтными группами [5, с.184].