Понятие малой социальной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие понятия малых групп и их основных характеристик, ролевая структура, а также их классификация.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе работы раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы. Во второй главе приведена классификация малых групп, а в третьей главе описана ролевая структура малой группы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие малой социальной группы……………………………………5
2. Классификация малых групп………………………………………….10
3. Ролевая структура малой группы……………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Малые группы.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие малой  социальной группы……………………………………5

2. Классификация малых  групп………………………………………….10

3. Ролевая структура малой группы……………………………………..13

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений [6, с.181].  

С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Тема данной работы: «Малые группы. Классификация малых групп».

Актуальность. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Целью работы является раскрытие  понятия малых групп и их основных характеристик, ролевая структура, а также их классификация.

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы. Во второй главе приведена классификация малых групп, а в третьей главе описана ролевая структура малой группы.

При написании контрольной в основном были использованы работы Битяновой М.Р., Платонова Ю.П., Соснина В.А., Мананиковой Е.Н. и др.

В ходе исследования темы решаются следующие задачи:

- дать определение психологическому понятию – малая социальная группа;

- проанализировать классификацию малых групп;

- охарактеризовать ролевую структуру малой группы;

- сделать  выводы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие малой социальной группы

Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90-100 лет назад на экспериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само присутствие людей влияет на протекание психических процессов испытуемого. Между тем, исследования социальной фасилитации - влияние присутствия наблюдателей на продуктивность деятельности человека - в начале XX века были важным этапом формирования нового научного мышления - социально-психологического, рассматривающего Человека сквозь призму его Социального окружения (реального и идеального).

От первых, достаточно наивных в свете сегодняшних представлений взглядов на характер связей между людьми, был один шаг до понимания того важного обстоятельства, что суть человеческих связей - не соприсутствие, а взаимодействие, порождающее новую реальность - групповые взаимоотношения. Идея, как говорится, витала в воздухе, которым дышали исследователи разных стран и материков в 20-х годах прошлого столетия. Мысль о том, что люди, объединенные общей целью, образуют нечто целое, «надындивидуальное», но вместе с тем обладающее собственной субъектной жизнью, практически одновременно прозвучала и в России (В. М. Бехтерев, М. Ланге и др.), и В Германии (В. Меде), и в США (Ф. Оллпорт). С этого времени малая группа становится «фигурой» социально-психологической науки и практики. Г. М. Андреева выделяет три направления развития социально-психологической мысли в Западной Европе (частично) и США (преимущественно), внесших наиболее значительный вклад в расширение и углубление наших представлений о малой группе [2, с.119].

Первое направление - социометрическое - изначально связано с именем Дж. Морено. У высказанных им идей и созданной для их подтверждения методики очень различная судьба. Идеи канули в историю, методика живет своей жизнью и в психологии, и в смежных с нею гуманитарных областях. Морено рассматривал общество как состоящее из двух структур. Макроструктура - не психологическая по своей сути - задает человеку пространственное расположение в мире, среду жизнедеятельности. Микроструктура - это структура межличностных отношений, которые устанавливает человек с другими людьми. Такие отношения Морено рассматривал, прежде всего, как эмоциональные, построенные на симпатии - антипатии. Они имеют для человека непосредственную субъективную значимость, что для данного ученого означало еще и приоритет микроструктуры над макроструктурой. Оптимальный вариант устройства общества - совпадение двух структур. В противном случае человек вынужден находиться в окружении чужих или вовсе не приятных ему людей, что делает его несчастным, а деятельность - неэффективной. Социометрическая методика была призвана изучать структуру эмоциональных отношений человека с тем, чтобы в соответствии с ней перестраивать макроструктуру. Утопичность этих взглядов очевидна, однако порожденные ими методические процедуры не потеряли своей популярности за последние 70 лет [2, с.120].

Второе направление - социологическое, связано с экспериментальной деятельностью Э. Мэйо. Этой деятельности мы обязаны выделением двух систем отношений, существующих в группе, - формальных и неформальных, а также представлениями о роли неформальной группы в удовлетворении важных социальных потребностей человека (в принятии, подтверждении, принадлежности). Сегодня эти представления воспринимаются как некоторая не подлежащая обсуждению социально-психологическая банальность, в 30-е годы XX века это был большой шаг вперед. Близкими к идеям Мэйо оказались взгляды Т. Шибутани. Он предложил различать первичные и вторичные группы, которые различаются степенью социальной дистанции между людьми. В первичных группах такая дистанция минимальна, в них происходит индивидуализированное, личностно окрашенное восприятие участниками друг друга. Они обычно невелики, и отношения в них характеризуются искренностью, наличием чувства принадлежности, общей культуры и истории [2, с.120].

К первичным группам автор отнес взаимодействие в семье, среди друзей и соседей. К вторичным - все остальные (именно так определяет круг вторичных групп сам Т. Шибутани). Во вторичных группах отношения основаны на требованиях совместной задачи. Как правило, люди знают друг о друге только то, что важно для выполняемого сейчас дела, и в основе их контакта лежат соображения полезности.

По сути дела, мы можем говорить о том, что в первичных группах преобладает межличностное общение, а во вторичных - ролевое.

Третье направление - школа групповой динамики, созданная К. Левиным и его учениками - Р. Липпитом, Р. Уайтом, Л. Фестингером и др.

Социально-психологические изыскания К. Левина - это целая эпоха и важнейшая страница в истории развития и становления науки. Его вклад в проблематику малой группы бесценен. Сегодняшними исследователями этот вклад рассматривается как создание «великой традиции ...видящей задачу фундаментальной теории в первую очередь в анализе социально-значимых феноменов реального мира, а конечном счете - в осуществлении эффективных социальных преобразований» Рассматривая группу как динамическое целое, которое больше входящих в него частей и которое изменяется с изменением любой из его частей, приверженцы школы К. Левина обогатили социальную психологию такими понятиями, как групповая сплоченность, стили лидерства, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и др. [2, с.121].

Итак, возникновение малой группы как психологического феномена подразумевает: 1. совместную деятельность в ее психологическом аспекте: ценности, цели, задачи и способы взаимодействия; 2. непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Выделяют восемь признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе.

  1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях.
  5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе.
  6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны [2, с.122].

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который:

  • состоит из ограниченного, небольшого числа людей;
  • возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением;
  • наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием;
  • определяет определенные особенности их поведения во внутри и межгрупповых ситуациях.

«Немногочисленная по составу», «небольшое число людей»... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число либо хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате чего можно констатировать следующую ситуацию: большая часть исследований особенностей малых групп проведена на «диадах», то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что «настоящая малая группа» начинается с «триады». «Диада» представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают «усеченную» форму. Получается, что «де юре» малая группа начинается с трех человек, а «де факто» - с двух.

Попытки установить для малой группы однозначный «верхний предел» также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий.

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, скольких можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы [2, с.122].

 

 

 

 

 

2. Классификация малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификации. Малые группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные [5, с.183].

Малые группы делятся на первичные и вторичные. Первичные группы: семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри их выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Вторичные те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи).

Вторая из исторически предложенных классификаций малых групп - это деление их на формальные и неформальные. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, предписанные групповыми нормами. Соответственно, в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных существуют неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.

Третья классификация выделяет так называемые группы членства и референтные группы. Это деление было введено Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают называются референтными группами [5, с.184].

Информация о работе Понятие малой социальной группы