Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:32, доклад
Массовая коммуникация - систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоченных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.
Понятие «Массовая коммуникация».
Массовая коммуникация - систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоченных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.
Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».
Массовая коммуникация выполняет
функиции идеологического и
Оснвные функции массовой коммуникации.
1. Социальные
2. Социально-психологические функции
1. Социальные функции. В основе социальных функций МК - потребности общества как целостной системы.
Поскольку
в массовой коммуникации
2. Социально-психологические функции. Основаны на субъективных, психологических потребностях членов общества. Если СМК не будут учитывать желание людей и не будут удовлетворять их потребности, то они могут быть не приняты аудиторией.
- функции социальной ориенировки. Опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Массовая коммуникация неизменно расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт индивида, доводя его до глобальных масштабов. МК создает "вторую реальность"
- функция участия реципиентов в формировании общественного мнения. Социальная активность реципиентов проявляется в форме различной обратной связи, функция форума, или "канала общественного участия".
- функция социальной идентификации с группой.
При этом важно отметить, что различные группы выполняют разную роль в развитии человека, человек по-разному воспринимает различные группы и их ценности, по-разному к ним относится. В окружение человека выделяются референтные и нереферентные группы.
Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Реальные референтные группы: семья, рабочий коллектив, школьный класс, компания друзей…
Условные референтные группы: писатели, художники прошлых лет, значимые для того или иного человека; нации, классы, а также «пенсионеры», «рокеры», «золотая молодежь» и т.д.
Если в реальных группах происходит непосредственное общение людей, то в условной группе возможно общение опосредованное (например, через СМК). Люди, причисляющие себя к той или иной референтной группе, могут даже никогда не встречаться и напрямую не общаться между собой.
Так, человек может находить для себя образцы для подражания, модели поведения, соответствующие референтной группе, как в услвиях межличностного общения, так и при восприятии сообщений средств массовой коммуникации. Так, человек может себя причислить к группе "россиян", "изобретателей", "рокеров", "тем, кому за..." только на основании просмотра тематических телепередач или при общении через Интернет.
Референтные группы могут быть «положительными» и «отрицательными».
«Положительные» референтные группы – группы, с которыми индивид идентифицирует себя, членом которых хочет стать.
«Отрицательные» референтные группы – группы, вызывающие у индивида неприятие. Нормы таких групп воспринимаются как «антинормы».
СМК предоставляют человеку достаточно положительных и отрицательных примеров референтных групп: "менты", "бомжи", "россияне", "студенты", "автомобилисты", "панки", "эмо", "пенсионеры". Те или иные социальные группы могут при этом приподноситься по одним каналам со знаком "+", по другим - со знаком "-". Так, верующие люди могут предстать то чуть ли не святыми, а то - религиозными фанатиками. Молодежная группа может быть представлена то как "отвязные молодые люди, для которых нет ничего святого", то как "активные, яркие, креативные, ищущие тинэйджеры".
- функция контакта связана с потребностью человека в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Сообщения СМК создают предпосылки для установления контактов с отдаленными, совершенно незнакомыми людьми. Особенностью МК является то, что люди зачастую стремятся получать информацию СМК для того, чтобы потом обсудить со знакомыми (двуступенчатый характер массовой коммуникации).
Массовая коммуникация может даже заменять непосредственный контакт в условиях дефицита общения (для отдельных людей - пенсионеров, инвалидов... - например, смотрят телевизор, чтобы избежать чувство одиночества).
- функция самоутверждения и самопознания. - связана с попыткой найти косвенное подтверждение своих ценностей, взглядов людьми - развитие чувства собственного достоинства, гражданской ответственности.
- утилитарная функция (решение конкретных практических, в том числе, бытовых проблем.
- функция эмоциональной разрядки, или релаксации.
Детализация функций массовой камуникации.
По
поводу функций массовой коммуникации
мнения ученых расходятся. Основное различие
сводится к степени детализации функций.
В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом
были выделены три функции: 1) обозрение окружающего
мира, что можно интерпретировать
как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами
общества, что можно толковать как
воздействие на общество и его познание
через обратную связь; 3) передача культурного
наследия, что можно понимать как познавательно-
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества .
Информационная
функция заключается в
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».
Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу - ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.
С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
С учетом приведенных выше характеристик и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это - мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в" трех аспектах - теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.
Имеющиеся теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция.
В первой группе теорий, в
которых массовая коммуникация трактуется
как функция политического
В первой подгруппе
доминирующим фактором
Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМИ. Политические факторы также учитываются, поскольку СМИ находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и Гк Голдинг.
Критическая теория представляет собой неомарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе. Разрабатывалась эта теория в Франкфуртской школе раннего периода, у истоков которой стояли немецкие социальные философы - М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое критическое отношение к идее К. Маркса о революционных возможностях рабочего класса в преобразовании общества школа обосновала на примере СМИ, которые сыграли большую роль в идеологазации экономического базиса в интересах господствующего класса.