Понятие массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Массовая культура -это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс»,а также это сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке. Она с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий . Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня.

Файлы: 1 файл

Понятие массовой культуры.docx

— 18.12 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие массовой культуры

Массовая культура -это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс»,а также это сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке.  Она с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий . Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня.        

 Чтобы говорить о наличии  массовой культуры , необходимо сначала упомянуть о исторической общности, именуемой массой, а также о массовом сознании. Они связаны и не существуют изолированно друг от друга, выступают одновременно и «объектом», и «субъектом» масскульта.

Появление массовой культуры связано  со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.        

 Достаточно четко обозначились  две сферы жизни работающего  человека: работа и досуг. В  результате возник платежеспособный  спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.        

 Использование в производстве  новых технологий, расширение участия  масс в политике потребовали  определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах  делаются важные шаги, направленные  на развитие образования, прежде  всего начального. В результате  в ряде стран появилась обширная  читательская аудитория, а вслед  за этим зародился один из  первых жанров массовой культуры - массовая литература.        

 Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.        

 Массовое общество, как отметили  многие исследователи, породило  его типичного представителя  - «человека массы» - главного потребителя  массовой культуры. Философы начала XX в. наделяли его преимущественно  отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». В первой половине  прошлого века испанский философ  X. Ортега-и-Гасет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена - «массового человека». Именно с «массовым человеком» связывает философ кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Элитарное меньшинство - те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ничего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами «массового человека» X. Ортега-и-Гасет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную неблагодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. Посредственности с безудержной жаждой потребления, «варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» - так нелестно характеризует большую часть своих современников философ.                 

 Есть сегодня в науке и  еще одна точка зрения. Согласно  ей, массовое общество вообще  сходит с исторической сцены,  происходит так называемая демассификация. На смену единообразию и унификации приходит подчеркивание особенностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи приходит «индивидуалист» постиндустриального общества. Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропорядочного простого гражданина» - таков разброс взглядов на «массового человека».        

 Термином «массовая культура»  охватываются различные культурные  продукты, а также система их  распространения и создания. Прежде  всего это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы. Кроме того, сюда относятся образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды

 

  1. Функции массовой культуры

Как любая  целенаправленная деятельность, да еще  и деятельность такого всеобъемлющего характера, массовая культура имеет  свои цели и задачи, выполняет какие-то функции, социальные, политические…Изучив некоторые источники, я выделил следующие функции массовой культуры: 
1)Определение культурных условий, при которых удовлетворяются потребности и побуждения человека; 
2)Поддержание устойчивого общественного порядка; 
3)Разукрашивание повседневности с помощью рекламы «мелочей быта», вытеснение из сознания объективного восприятия жизни; 
4)Предоставление элите самых современных информационных технологий, которые помогают превратить публику в объект манипулирования; 
5)Установка на форсированный пересмотр всех прежних культурных представлений и ценностей, самого традиционного образа жизни, характеризующего бытие народа из поколения в поколение;

6)Конвейеризация самого художественного производства, разбиение его на отдельные технологические операции- по типу любого другого производства; 
7)Унификация стиля жизни в соответствии с господствующими социальными мифами с вытекающим отсюда процессом гомогенезации общества.

 

  1. Проблемы массовой культуры.

Противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.


Информация о работе Понятие массовой культуры