Понятие метода и методики социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 13:11, реферат

Описание работы

В реферате будут раскрыты характер и суть седьмой задачи. Целью работы является анализ социологической информации, выявление итогов, а также построение и внедрение результатов в социальной работе. Объектом исследования является социологическая информация. Предметом – обработка, анализ и внедрение результатов соц. исследования.

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!! РЕФЕРАТ - Социология (Обработка и анализ социологической информации).doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

По масштабу проблемы делятся на локальные, или микросоциальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на не назревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

Классификация социальных проблем существенно влияет на определение методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т.е. понять тип этой потребности и способы её удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде.

В социологическом исследовании категория "проблема" выполняет несколько важных функций: актуализации, что придает исследованию общественную значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции, поскольку как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы; прагматизации, состоящей в том, что корректная формулировка проблемы обеспечивает практический эффект всего исследования, а также определяет зону внедрения выводов и практических рекомендаций.

4. Понятие о методах анализа  и обработки социологических  данных

социологический эмпирический разведывательный

Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпирических данных.

В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации. Хотя невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры преобразования данных, которые переплетаются с интерпретацией, а под вторыми – в основном рутинные, механические процедуры преобразования полученной информации.

Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация": ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др.

Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной обработки можно также отнести методы графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Методы анализа и обработки социологической информации могут быть разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде информации (например, анализ социометрических данных или контент-анализ текстов).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером социологических исследований, в которых часто используется ручная обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа социологической информации. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа социологической информации. В крупных социологических центрах анализ и обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.

 

Заключение

 

При написании реферата удалось установить, каким образом происходит обработка и анализ социологической информации, а также по каким правилам делается отчёт об исследованиях в социальной работе.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что, обработка данных – это заключительный этап социологического исследования, где проводится анализ и интерпретация данных. Он состоит из: редактирования (предварительная подготовка информации), кодирования (преобразование собранной информации в числовую форму), всестороннего контроля данных и исправления найденных ошибок (выявление ошибок, нахождение истинных величин в исходных документах, исправление данных), статистической группировки (распределение изучаемой совокупности на однородные группы по существенным признакам), рядов распределения а также графической интерпретации эмпирических зависимостей (статистические таблицы, гистограммы, кумуляты, полигоны).

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Тавокин Е.П. Основы методики социального исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.
  2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. – 208 с
  3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
  4. Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 - 48с.
  5. Ядов А.В. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.Я. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семёновой; Рос. академ. наук, Ин-т социологии. – М.: Добросовет Кн. дом «Ун-т», 2006. – 596 с.
  6. Социология: Словарь-справочник. Т.4. Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика/ Отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1991. – 357с.
  7. Ю. П. Сурмин Н.В. Туленков "Методология и методы социологических исследований". Учеб. пособие. – К. МАУП, 2000. – 304с:
  8. Г. В. Щекин "Система социологического знания". Учеб. пособие. 4-е изд. – К.: МАУП, 2001. – 208 с. 
  9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Добросвет, 1998. – 289с.

 


Информация о работе Понятие метода и методики социологических исследований