Понятие «молодежь» в отечественной и международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:35, практическая работа

Описание работы

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы.

Содержание работы

Введение
Понятие «молодежь» в отечественной практике.
Понятие «молодежь» в зарубежной практике.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Презентация1.pptx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

     «Понятие «молодежь» в               отечественной и                       международной практике»

 

Презентацию выполнила  Хачатурова К.А.

Содержание.

 

Введение 

    1. Понятие «молодежь» в отечественной практике.
    2. Понятие «молодежь» в зарубежной практике.

Заключение 

Список литературы

Введение.

 

 Молодёжь —  это особая социально-возрастная  группа, отличающаяся возрастными  рамками и своим статусом в  обществе: переход от детства  и юности к социальной ответственности.  Некоторыми учёными молодёжь  понимается как совокупность  молодых людей, которым общество  предоставляет возможность социального  становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности  активного участия в определённых  сферах жизни социума. Впервые  категорию молодёжь стали выделять  социологи в 60-е годы. Они увидели  в молодёжи присущие только  ей социальные черты, специфические  интересы, ценности, нормы поведения  и проблемы. Постепенно в 70-е  годы сформировался более широкий  взгляд на эту социально-демографическую  группу. Понятие «молодёжь» было  впервые дано в 1968 году. Как  часть общества, молодёжь является  предметом изучения многих социальных  наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право,  история. Естественно, в каждой  из этих наук в понятие «молодёжь»  вкладывается своё содержание. В  последние годы с изменением  общенаучного подхода возникла  потребность в целостном подходе  молодёжи.

1.Понятие «молодежь» в отечественной практике

 

Возрастная терминология относительно молодёжи никогда не была однозначной. Важной деталью является то, что возрастные категории обозначали не столько хронологический возраст, сколько его общественное положение, социальный статус. При определении  возрастных границ понятия «молодёжь» в качестве исходных, необходимо принять  широко распространённые взгляды, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет), а также ряд социальных обстоятельств; а концом молодости – момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответствует ряд условий. Исходя их данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии нижняя граница молодёжи определена 15-летним возрастом. По мнению многих учёных, эта граница должна быть понижена.

По мнению многих учёных, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодёжи. Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодёжи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включены те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте пользоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего. На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографических и социально-экономических процессов можно было бы определить нижнюю границу молодёжного возраста 14 лет. Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодёжь».

Принято считать, что  концом молодости, то есть моментом, когда  молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, следующие условия:

•   экономическая  независимость, то есть ответственность  за приобретение необходимых для  собственного осуществления средств  и способность создавать их

•   личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,

-касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без

-каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования

в обществе

-•   самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает

для существования, независимо от их происхождения

•   создание собственного очага, независимого от родительского, принятие ответственности за его  поддержание и управление

 

Процесс приобретения устойчивого  положения в социально-поселенческой  структуре свидетельствует о  том, что возраст от 23 до 28 – это  период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи. Однако стабилизация положения включает в  себя процесс адаптации к новой  социально-поселенческой среде, который  в среднем продолжается 3-5 лет. Примерно к этому возрасту молодёжь приобретает  и соответствующий семейный статус. К 27-29 годам жизни завершается  процесс брачной социализации. Но если учитывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей ещё и детей, то процесс  семейно-брачной социализации завершается  к 29-30 годам.

Таким образом, можно  сделать вывод, что по всем категориям приобретения устойчивого социального статуса можно определить верхнюю границу молодёжного возраста 30 лет. Поэтому под молодёжью в дальнейшем мы будем понимать социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 30 лет. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации также направлена на лиц в возрасте от 14 до 30 лет, что подтверждает возрастные рамки молодёжи, принятые и в других странах.

 

Как особый социальный феномен молодежный возраст имеет  свои определенные характеристики. Функционально молодежный возраст представляет собой объективно необходимое состояние в системе общества, являясь «фазой поведения человека, в которой он больше не играет роли ребенка... и в то же время еще не исполняет роли взрослого как действительного носителя социальных институтов, например, семьи, общественности, политического строя, правового и экономического порядка и т.д.» состояние процесса вызревания подрастающего поколения и потому подготовки к воспроизводству будущего общества .В своем содержательном определении − это процесс постоянного накопления психофизиологических новообразований, освоения социального пространства и ролевого репертуара, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся контактах молодого человека с окружающими (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом. Другими словами, молодежный возраст − это не только фаза развития, которая в психологическом смысле находится между детством и зрелостью, но «возраст между недостаточно развитой духовной структурой ребенка и прочной духовной структурой (отношения к нормам, ценностям и символам) взрослого мужчины или женщины».

 

Смысл всех содержательных изменений в процессе социализации заключается не только в приобретении, присвоении индивидом социальных норм (на что, как правило, обращается основное внимание), но и в самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе. Практически это осуществляется в достижении определенного уровня социализации, который типичен для конкретно-исторического общества, но одновременно это и состояние развития того самого социального уровня, который характеризует человека определенной эпохи, в данном случае современного молодого человека. При этом социальное начало по мере взросления все активнее определяет особенности функционирования индивида и содержание развития его индивидуальности.

 

Если сейчас практически  всеми признается тот факт, что  молодежь содержит мощный инновационный  потенциал (т.е. именно от нее зависит, каким будет общество в будущем). Но такое понимание было не всегда.

В 50-е годы XX-го столетия был свойственен консервативный подход к молодежи со стороны общества и государства, т.е. условно говоря, ее просто не выделяли в особую группу населения и не признавали ее специфики.

В 60-е годы было распространен  стереотип «Молодежь – Страшная угроза» или «Драма поколений» (неоконсерватизм).

В 70-е о молодежи говорили как о «большой надежде» (т.е. произошло проявление демократических  начал в формировании молодежной политики и начало участия самой  молодежи в реализации этой политики).

В 80-е годы и середине 90-х годов развивался выраженный демократический подход к положению и роли молодежи в развивающемся обществе, в котором доминирует принцип «меньше государства и больше общества» – имеется в виду «гражданского общества», - при активном участии молодых граждан в общественных процессах. Условно исследователи называют этот период пониманием «Молодежь – это просто Молодежь».

 

 

2.Понятие «молодежь» в зарубежной практике.

 

Большую роль в развитии понятия «молодежь»  в зарубежной практике сыграла Организации Объединенных Наций, которая в 60-80-е годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи.

1985 год был объявлен ООН Международным годом молодежи.

В 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, а в 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе.

Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей. Определяется и специфическое направление деятельности государства – молодежная политика.

 

 

Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале  от 13-14 до 29-30 лет.

При этом различные страны используют очень разные концепции: в Англии и в Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0-25 лет. Такой подход имеет как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, обеспечивается тесное взаимодействие детской и молодежной политики, с другой стороны - появляется возможность неравномерного распределения  усилий между этими сферами.

В Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко отодвигая границы  до 32-34 лет. Данный  факт  объясняется  тем, что именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести самостоятельную, экономически независимую жизнь.

 

В Люксембурге установлены  границы 15-25 лет для определения  молодежного возраста. Современные  возрастные границы понятие “молодежь”, принятые в большинстве европейских  стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет.

 

В ряде европейских  государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной  политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В  других случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления. В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым людям быть молодыми людьми". Очевиден и тот факт, что за последние годы чрезвычайно расширилась структура и область применения молодежной политики. Однако для успешной реализации молодежной политики необходима также и эффективная структура ее осуществления. В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования.

 

Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в  ФРГ создает Закон о помощи детям и молодежи, где четко  определены дифференцированные задачи работы с молодежью:

•       молодежная работа;

•       социальная работа с молодежью;

•       общая поддержка воспитания в  семье;

•       развитие детей в дневных детских  учреждениях и в семьях; заботящихся  о детях в дневное время;

•       помощь в воспитании в отдельных случаях;

•       участие ведомства по делам молодежи в судебном производстве (суд по опеке, суд по делам семьи, суд  по делам молодежи);

•       деятельность в качестве органа опеки  или административного попечителя;

•       защита детей и молодых людей  в попечительских семьях и учреждениях.

 

Однако, согласно проводимым исследованиям, необходимым условием для эффективного действия законодательства, помимо нормативно-правовой базы, является наличие структур, его использующих, наряду с достаточным уровнем  финансовой поддержки проводимых мероприятий.

 

Например, это могут быть специализированные органы исполнительной власти (в России – это органы по делам молодежи).

Международный опыт показывает, что молодежная политика, равно как и служащее ей молодежное законодательство, нуждается в идеологическом подходе. В этом отношении успешен опыт Эстонии (придающей большое значение образованию) и Финляндии (молодежная работа и гражданское участие являются приоритетными областями молодежной политики).Практически все европейские страны столкнулись с необходимостью увеличения количества ресурсов, выделяемых на реализацию молодежной политики.

 Большинство  европейских стран обладают трехступенчатой,  каскадной структурой реализации  молодежной политики. Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень. Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень.

Молодежные организации – третий уровень.

Так, в Испании, эта представляет собой достаточно сложную и тяжелую систему для инициирования и применения молодежной политики. Но, в то же время, на местном уровне наблюдается недостаточная информированность об осуществляемых региональных молодежных программах. Таким образом, излишняя централизованность не приносит нужного эффекта. В Румынии, наоборот, отсутствуют эффективные вертикальные структуры, и основная работа возложена на молодежные некоммерческие общественные организации, которые объединяют незначительную часть румынской молодежи.

Информация о работе Понятие «молодежь» в отечественной и международной практике