Понятие молодежной политики в социологии молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:07, доклад

Описание работы

Понятие молодёжной политики в социологии молодёжи рассматривается в двух значениях: 1) как «отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодёжи как социальной группе, а также самой молодёжи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества»; 2) как «особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая целью определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это на будущее состояние общества».[1]

Файлы: 1 файл

Понятие молодёжной политики в социологии молодёжи рассматривается в двух значениях.docx

— 20.11 Кб (Скачать файл)

Понятие молодёжной политики в социологии молодёжи рассматривается в двух значениях: 1) как «отношение общества, различных  его групп, слоев, социальных институтов к молодёжи как социальной группе, а также самой молодёжи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества»; 2) как «особое  направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений  и других субъектов общественных отношений, имеющая целью определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это на будущее состояние общества».[1]

Молодёжную  политику условно в зависимости  от субъекта деятельности можно и  следует разделить на две составляющие: общественную молодёжную политику (систему  идей, взглядов, практических действий различных структур гражданского общества по поводу молодёжи и её роли в общественном развитии) и государственную молодёжную политику (деятельности государственных  органов в этом вопросе). Концепция  общественной молодёжной политики, основываясь  на представлениях о возможных путях  развития гражданского общества в России, была сформулирована И.М. Ильинским  как противовес слабой государственной  молодёжной политики 90-х годов; как  своеобразная реакция-альтернатива курсу  либеральных «реформ» ельцинского  режима.

Формирование  в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как  самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Процесс формирования ценностных ориентаций современной  молодёжи подразумевает, прежде всего, целенаправленное управление, воздействие  на него со стороны различных субъектов  молодёжной политики, обеспечивающее достижение намеченного уровня духовно-нравственного  бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного  ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой.

«Государственная  молодежная политика как механизм формирования ценностных ориентаций современной  российской молодёжи» описываются  возможные механизмы реализации государственной молодёжной политики по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи, а  также особенности практической деятельности государства в решении  этого вопроса в настоящее  время.

 В  государственной молодёжной политике  условно можно выделить пять  основных механизмов её реализации  в процессе формирования ценностных  ориентаций молодёжи:

1) Механизм  институционализации единой базовой  системы ценностных ориентаций  современной российской молодёжи, в рамках чётко сформулированной  и определённой национальной  идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на  определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию  ценностей; стратегию выбора и  реализации механизмов, инструментов  и методов осуществления процесса  формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического  закрепления и констатации выбранной  системы ценностей в различных  основополагающих нормативно-правовых  актах, документах.

2) Механизм  нормативно-правового регулирования  различных сфер жизнедеятельности  нашего общества, деятельности и  взаимодействия между собой различных  институтов социализации, процессов  образования и воспитания, систем  государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных  отклонений. Реализуется посредством  принятия различных законодательных  и нормативно-правовых актов.

3) Механизм  создания и совершенствования  организационных форм и моделей  по реализации государственной  молодёжной политики. Реализуется  посредством создания системы  органов управления, контроля, профилактики  и исправления социальных отклонений  в рамках осуществления молодежной  политики, эффективного взаимодействия  различных её субъектов. 

4) Механизм  осуществления целевых программ  и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем  ценностных ориентаций современной  российской молодёжи. Т.е. практическая  деятельность субъектов по достижению  поставленных целей перед молодёжной  политикой.

5) Механизм  информационного воздействия, пропаганды  систем ценностных ориентаций, посредством  использования средств массовой  информации.

 Содержащееся  в Конституции РФ положение  о «деидеологизации» (т.е. о  том, что никакая идеология  не может быть признана государственной  идеологией), в настоящее время,  фактически, является своеобразным  правовым барьером, тормозом для  дальнейшего национального развития  и, в частности, реализации  механизма институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ по отмене этого положения является одним из первых шагов, необходимых для работы самого важного механизма молодёжной политики в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи.

 В  отсутствие четко сформулированной  и определённой национальной  идеи, стратегии национального развития, государственная молодёжная политика  в Российской Федерации, к сожалению,  по-прежнему пребывает в состоянии  своего становления и не может  должным образом и в полной  степени, реализовывать возложенные  на неё задачи и цели, эффективно  отвечая на вызовы времени. Деятельность государственных органов по осуществлению государственной молодёжной политики, особенно в нормативно-правовой сфере, в значительной степени формализована, декларативна, фрагментарна и в силу этого нерезультативна.

 Государственная  молодёжная политика в Российской  Федерации на всех уровнях  (федеральном, региональном, муниципальном)  в настоящее время призвана  реализовываться, и реализуется  посредством осуществления социального  проектирования (активной реализации  национальных проектов и молодёжных  программ, обеспечивающих создание, модернизацию или подержание  в изменившейся молодёжной среде  духовных и материальных ценностей).

 К  сожалению, спецификой проектного  подхода к осуществлению государственной  молодёжной политики в Российской  Федерации в настоящее время  является то, что практически  все молодёжные проекты и программы  на самых разных уровнях декларативно  ориентированы, прежде всего, на улучшение качества жизни молодёжи, а не на формирование у неё системы ценностных ориентаций.

 Государство,  реализуя эти проекты, не занимается  продвижением и пропагандой традиционных  ценностей российского общества, что особенно хорошо заметно  на примере попытки внесения  в школьную программу и противодействия  этому, курса основ православной  культуры. В государственной молодёжной  политике (как, впрочем, и во  всей внутренней политике современного  российского государства) преобладает  либеральный подход, который подразумевает  под предлогом плюрализма максимальное дистанцирование государственных институтов от участия в процессе формирования, продвижении и модернизации системы традиционных ценностей российского общества. Государственные институты оказываются в стороне от этого аспекта деятельности в процессе социализации молодёжи: не оказывая содействия, влияния в выработке позитивных ценностных ориентаций и не принимая фактического участия в процессе воспитания молодёжи. Наблюдается своеобразная «переуступка» государством своих непосредственных обязанностей в этой области институту СМИ и коммуникаций, что в нашей действительности, в свою очередь напрямую способствует и приводит к формированию потребительских ценностных ориентаций у молодёжи и росту негативных факторов в молодёжной среде.

 В  основе либерального подхода  и всего курса современной  государственной молодёжной политики  заложена предпосылка о том,  что поведение молодёжи определяется, прежде всего, уровнем удовлетворённости  её первичных жизненных (биологических  и витальных) потребностей, а уж  затем включается мотивация на  ценностные ориентации. В силу  чего акцент делается в большей  степени на материальном аспекте:  попытке удовлетворения этих  потребностей, повышения качества  жизни молодёжи. Однако достигнуть  этого, в особенности, в условиях  мирового кризиса, не представляется  возможным. Предпринимаемые государственными  и муниципальными органам меры  по реализации молодёжных проектов  и программ по трудоустройству,  решению жилищных проблем, развитию  разносторонних способностей молодых  людей оказываются недостаточно  эффективными в силу их малой  и частичной обеспеченности. Они  охватывают лишь маленькую, «избранную»  и незначительную в процентном  соотношении часть молодёжи, в  силу чего доля контролируемого  соответствующими программами рынка  жилья, образования, трудоустройства  и т.д. оказываются чрезвычайно  малой, не создавая диапазон  действительных социальных возможностей  и спектр прозрачных и осуществимых  способов социальных действий.

Отмечаемый  многими экспертами крах, нереализованность  и невыполнимость ряда молодёжных программ и проектов, лишний раз подтверждают этот тезис.

 

Рассматривая  деятельность различных субъектов  общественной молодёжной политики в  современной России, можно констатировать, что за исключением конфессиональной общественной молодёжной политики, общественная молодёжная политика политических партий, общественных объединений (организаций), крупных хозяйственных организаций (корпораций) развита и активна  не в достаточной степени.

Несмотря  на наличие в нашей стране большого количества молодёжных объединений  и организаций, в том числе  и политической направленности, среди  них крайне мало объединений, созданных  самой молодежью для реализации собственных интересов. Молодёжные отделения различных политических партий или молодёжные движения, или  организации политической направленности, формально созданные для реализации прописанных уставных положений, на самом деле были созданы более  «старшими товарищами» для достижения и осуществления определённых политических целей и задач, реализации проектов агитационно-пропагандистской, выборной и иной направленности. Поэтому неудивительно  однозначно индифферентное отношение  к ним молодёжи.

Одной из негативных особенностей деятельности целого ряда современных молодежных общественных объединений и организаций  помимо их крайней ограниченности в  ресурсах (а значит и неминуемой борьбы между собой за место у  государственной «кормушки» по освоению выделяемых средств), как и в случае с политическими партиями, является то, что формально, создаваясь для  реализации тех или иных благих целей  в отношении молодёжи, реально  их деятельность направлена совсем в иное русло и далека от декларируемых целей. «Имеются организации, созданные коммерческими структурами, получающими вследствие этого определенные дивиденды от государства или «отмывающими» с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем. Для части этих организаций приоритетной стала другая задача, а именно - добывание финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов, участие в конкурсах на получение грантов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов».[4]

Крупные хозяйственные объединения и  корпорации осуществляют свою молодёжную политику, как правило, в рамках определённых социальных программ, в целом решают узкие тактические задачи, обусловленные  их возможностями и ресурсами. В  условиях мирового финансового кризиса  их деятельности и так не очень  заметная, скорее всего, будет минимальна.

Выявленное  в результате проведённых социологических  исследований недоверие молодёжи к  большинству субъектов молодёжной политики, за исключением церкви, в  определённой степени может косвенным  образом указывать на эффективность, проводимой в России конфессиональной молодёжной политики.

 

 

 

 

Происходящие  процессы трансформации систем ценностей  и ценностных ориентации в современном  российском обществе в большей степени  затрагивают молодёжь, чем другие слои населения, ввиду особой восприимчивости, незащищённости, а также социальной мобильности молодёжи. В связи  с этим проблема изучения, формирования ценностных ориентаций молодёжи в условиях реформируемого общества, их структуры  и динамики является особенно актуальной.

В России произошла дезинтеграция традиционных институтов социализации общества в  передаче молодому поколению социально  значимых ценностей и норм поведения. Упало влияние институтов семьи, школы, системы образования и  института труда и трудовой деятельности, общественных объединений и движений, государства и других. В тоже время  наблюдается повышение влияния  института религии. Произошла формализация подходов со стороны государства  к осуществлению государственной  молодёжной политики. Всё это в совокупности закономерно привело к увеличению целого ряда негативных явлений (нигилизма,

Информация о работе Понятие молодежной политики в социологии молодежи