Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 21:58, контрольная работа
При самом общем взгляде на общество видно, что оно - совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.
Понятие общества в социологии. Каковы
его базисные
Что такое общество?
При самом общем взгляде на общество видно,
что оно - совокупность, объединение
людей. Это означает, во-первых, что точно
так же, как человек с его сознанием и соответствующим
поведением принципиально отличен от
животного (в том числе и от высокоорганизованных
человекообразных обезьян - антропоидов)
и его поведения, так и стадо последних
не может с научной, в том числе и социологической,
точки зрения отождествляться с обществом,
несмотря на некоторые внешние сходства.
Общество - это человеческая общность,
которую образуют люди и в которой они
живут. Биологические отношения животных
являются, в сущности, их отношениями к
природе, в то время как специфику человеческого
общества составляют отношения людей
друг к другу.
Люди не могут
жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери
настаивал на том, что человек по природе
- существо общественное и общество неизбежно
и естественно для него. Как отмечал П.А.
Сорокин, " для того, чтобы общество
могло быть, нужно, по меньшей мере, двое
людей и чтобы эти люди были связаны друг
с другом связью взаимодействия. Такой
случай будет простейшим видом общества
или социального явления ". " Что такое
общество, какова бы ни была его форма?
"- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал:
" Продукт взаимодействия людей ".
Общество - это не
любая механическая совокупность людей,
а такое их объединение, в рамках которого
происходит более или менее постоянное,
устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние
и взаимодействие этих людей.
В социологии понятие общество трактуется
неоднозначно. В широком смысле общество
рассматривается как исторический результат
естественно складывающихся взаимоотношений
людей, а в узком смысле - как социальную
организацию нации, народности, населения
страны. П. Сорокин считал, что общество
- это совокупность людей, находящихся
в процессе общения. Общество - это объединение
людей связью взаимодействия.
По мнению Шилса
общество - это продукт взаимодействия
людей, объединённых общей системой ценностей,
традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм
рассматривал общество как надиндивидуальную
духовную реальность, основанную на коллективных
представлениях.
По М. Веберу,
общество - это взаимодействие людей, являющееся
продуктом социальных, т.е. ориентированных
на других людей действий.
Т. Парсонс
определял общество как систему отношений
между людьми, которых объединяют нормы
и ценности.
Из этих определений
следует, что общество - это целостное
единство , состоящее из людей, их социальных
связей, взаимодействий и отношений. Эти
связи, взаимодействия и отношения носят
устойчивый характер и воспроизводятся
в историческом процессе, переходя из
поколения в поколение. Общество - это
совокупность, объединение людей, но не
механическое, а устойчивое, благодаря
рациональной взаимосвязи и взаимодействия
людей.
Составными
элементами общества являются люди, социальные
связи и действия, социальные взаимодействия
и отношения, социальные институты и организации,
социальные группы и общности, социальные
нормы и ценности. Каждый из них находится
в тесной взаимосвязи с другими, играет
особую роль в обществе.
Таким образом, под обществом
как социальной системой в социологии
понимается совокупность людей, объединённых
исторически сложившимися формами их
взаимосвязи и взаимодействия.
Базисными элементами
общества выступают: индивиды, социальные
действия, связи и взаимодействия, социальные
общности, институты, нормы, ценности.
Первоосновой общества выступает социальное
действие, вызываемое потребностями людей.
Человеческое действие, как показал М.
Вебер, только тогда приобретает черты
социального действия, когда оно осознанно
(рационально), и находится во взаимосвязи
с действиями других людей, оказывает
влияние на их поведение, и одновременно
испытывает воздействие от поведения
других лиц. Когда люди временно влияют
друг на друга, на поведение и действия
друг друга, тогда складывается их взаимосвязь
и социальное взаимодействие, лежащие
в основе всех процессов жизни общества.
Социальная связь - это
набор фактов, обуславливающих совместную
деятельность людей в конкретных общностях
для достижения конкретных целей. Социальная
связь может выражаться в форме социального
контекста, либо в форме социального взаимодействия
- как системы взаимообусловленных социальных
действий.
Социальное взаимодействие-
это процесс, в котором люди действуют
и испытывают воздействие друг на друга.
Взаимодействие приводит к становлению
новых социальных отношений.
Социальные отношения
- это относительно устойчивые социальные
связи и взаимодействия между людьми и
социальными группами.
Обществу присуще множество связей, взаимодействий
и отношений (межклассовые, межнациональные,
групповые), межпоколенческих.
Человеческое действие приобретает характер
социального действия, когда оно ориентировано
на других, когда оно предполагает прямое
или опосредованное взаимодействие с
другими людьми. Ориентация на других
возникает как средство удовлетворения
потребностей самого деятеля.
Субъекты вступают
во взаимодействие т.к. зависят друг от
друга. Социальная связь это зависимость,
реализованная через социальное действие.
Итак, общество складывается
из множества индивидов, их социальных
связей, взаимодействий и отношений. Но
общество - это не просто сумма индивидов
и их связей. На уровне общества индивидуальные
действия и связи приобретают новое качество
- системное, где отношения носят надиндивидуальный
характер. Следовательно общество - это
самостоятельная субстанция, система,
которая по отношению к индивидам первична,
обладает интегральными качествами.
Хотя в повседневной
жизни понятие " общество" используется
достаточно широко и многозначно - от небольшой
группы людей до всего человечества и
от общества любителей пива до всероссийского
общества, тем не менее в социологии под
обществом понимается объединение людей,
характеризующееся:
а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;
б) целостностью и устойчивостью, тем, что П.А. Сорокин называл " коллективным единством или коллективом ", отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого;
в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счёт иммиграции или удовлетворение потребностей путём импорта и т.д.;
г) таким уровнем
развития культуры, который находит
своё выражение в выработке
системы норм и ценностей,
С учётом сказанного, можно дать следующее
общее социологическое определение общества:
общество - совокупность людей, объединённых
исторически сложившимися формами их
взаимосвязи и взаимодействия в целях
удовлетворения своих потребностей и
характеризующаяся устойчивостью и целостностью,
самовоспроизводством и самодостаточностью,
саморегулируемостью и саморазвитием,,
достижением такого уровня культуры, когда
появляются особые социальные нормы и
ценности, лежащие в основе взаимосвязи
и взаимодействия людей.
В более узком смысле
слова, когда, например, речь идёт о российском,
американском, японском или французском
обществах, под обществом понимается конкретный
вид общества со всеми его историческими,
социокультурными и иными особенностями.
При всей теснейшей взаимосвязи
таких важнейших и широко употребимых
понятий, как "общество", "страна"
и "государство", их необходимо строго
разграничивать.
"Страна" - это понятие,
отражающее преимущественно географическую
характеристику частей нашей планеты,
определённой границами независимого
государства. " Государство "- понятие,
отражающее главное в политической системе
страны и поэтому выступающее в качестве
важнейшей категории прежде всего политологии.
"Общество" - понятие, непосредственно
характеризующее социальную организацию
страны и поэтому занимающее центральное
место в системе категорий социологии.
Понятие, причины и виды социальных конфликтов
Конфликты
всегда были неотъемлемой частью жизни
общества. Конфликт- это столкновение
между людьми или большими социальными
группами, которое выступает как повсеместное
явление, т.е. любое общество подвержено
конфликтам. Они могут привести к разрушению
не только экономических или политических
систем, но и самого общества в целом. Поэтому
внутри социологии образовалась специальная
отрасль - конфликтология, перед которой
стоит ряд научных и практических проблем.
Возможно ли существование общества без
конфликтов? Вопрос о:
1) причинах конфликтов;
2) о роли конфликтов в жизни общества;
3) о возможностях регулирования
социальных конфликтов.
Термин "конфликт"
произошёл от латинского слова conflictus -
столкновение.
Понятие "социальный
конфликт" - это сложное явление. Это
определённая форма социального взаимодействия
между людьми в виде столкновения противоположных
целей, ценностей, взглядов, потребностей,
интересов. Конфликт- есть одновременное
развёртывание действия и контрдействия.
Это исключительно сложное действие двух
или большего числа сторон’
Термин "социальный конфликт" введён
немецким социологом Георгом Зиммелем,
который назвал его "спором". М. Вебер
называл конфликт "борьбой". Английский
социолог Энтони Гидденс определяет конфликт
как "реальную борьбу между действующими
людьми или группами".
Американцы Т.
Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт
как дисфункцию отдельных структур в социальной
системе. Л. Козер считает конфликт важнейшим
элементом социального взаимодействия,
который способствует укреплению или
разрушению социальных связей. В целом,
в социологии конфликт определяется как
форма взаимодействия между различными
социальными общностями.
Природа конфликтов
обусловлена наличием в обществе объективных
и субъективных противоречий, которые
пронизывают экономику, политику и культуру.
Одновременное обострение всех противоречий
создаёт кризис общества, нарушение механизма
стабилизации системы. Проявлением кризиса
общества является рост социальной напряжённости,
столкновение классов, наций, народных
масс с государством.
Но не следует объективные противоречия
отождествлять с конфликтом. Противоречия
порождают открытые и закрытые конфликты
только тогда, когда осознаются людьми,
как несовместимые интересы, потребности.
Социальный конфликт
есть способ взаимодействия индивидов,
общностей, социальных институтов, обусловленный
их материальными и духовными интересами,
определенным общественным положением,
властью. Динамика социальных систем есть
процесс, который реализуется в различных
типах социального взаимодействия: соревновании,
приспособлении, ассимиляции, конфликте.
Заметим, что конфликт здесь выступает
как некая связующая переходная форма,
скажем, к соревнованию (конкуренции),
консенсусу. Консенсус -один из методов
принятия экономических, социально-политических
и иных решений, заключающийся в выработке
согласованной позиции, не вызывающей
принципиальных возражений у сторон.
Так или иначе конфликт был и остается
постоянным спутником общественной жизни,
столь же соответствуя природе общества
и человека, сколь и консенсус. Легализацию
конфликтологии у нас подтолкнула ситуация,
когда страну буквально захлестнули конфликты,
когда мы оказались не готовы к тому, что
"демократия -это конфликт". Особая
роль принадлежит социологическому аспекту
исследования (конфликт и общество), политологическому
(конфликт и политика). Но все большее значение
приобретает социально-психологический
аспект в плане исследования динамики
конфликта. Выделим две основные концепции
социального конфликта.
"Концепция
позитивно-функционального конфликта"
(Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг,
Ю. Гальтунг и др.) является собственно
социологической. В ней конфликт рассматривается
как проблема общения и взаимодействия.
Его социальная роль - стабилизация. Но
устойчивость общества зависит от количества
существующих в нем конфликтных отношении
и типов связей между ними. Чем больше
разных конфликтов пересекаются, чем сложнее
групповая дифференциация общества, тем
труднее разделить всех людей на два противоборствующих
лагеря, не имеющих никаких общих ценностей
и норм. Значит, чем больше независимых
друг от друга конфликтов, тем лучше для
единства общества.
В данной концепции
выделяется "конкуренция" как ключевое
понятие, а интересы сторон считаются
побудительной силой конфликта. Его процесс
складывается из совокупности .реакций
на внешний мир. Все столкновения- это
реактивные процессы. Следовательно, сущность
конфликта состоит в стереотипных реакциях
социальных субъектов. Но разрешение конфликтов
мыслится как "манипулирование" поведением
без радикального изменения общественного
строя. В этом, главным образом, отличие
марксистской конфликтологии (теория
классовой борьбы и социальной революции)
от принципа "скэрсити" (т.е. ограниченности
благ, дефицита), характерного для западных
трактовок причин конфликта.
Позитивно-функциональная
концепция рассматривает конфликт как
"борьбу за ценности и претензии на
определённый социальный статус, власть.
и недостаточные для всех материальные
и духовные блага, борьбу, в которой целями
состоящих в конфликте сторон являются
нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение
"соперника".
В концепции конфликта как. "социальной
болезни" Т. Парсонс первым в полный
голос сказал о конфликте как патологии,
определил следующие основы стабильности:
удовлетворение потребностей, социальный
контроль, совпадение социальных мотиваций
с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул
- идею "мира в промышленности", охарактеризовав
конфликт как "опасную социальную болезнь",
выступающую антитезой сотрудничеству
и равновесию.
Сторонники
этой концепции (среди них прежде всего
шведский эколог Ханс Бродаль и немецкий
социолог Фридрих Гласл) исходят из того,
что в историческом процессе проявляют
себя две противоположные тенденции. Первая
- эмансипация, стремление высвободиться
(мужчина - женщина, младшее и старшее поколение,
служащие - предприниматели, развитые
и развивающиеся страны, Восток - Запад).
Болезнь начинается, когда эмансипация
ведет к эгоизму, а это отрицательная сторона
индивидуализма.
Вторая
- возрастающая взаимная зависимость,
содержащая в себе тенденцию к коллективизму.
Болезнь начинается, когда взаимозависимость
превращается в коллективизм, т.е. когда
побеждает определённая система, позволяющая
пренебречь человеком как индивидуальностью.
Болезнь имеет широкий спектр, захватывая
индивида, социальные организмы, группы,
организации, сообщества, нации, целые
народы. Каковы аспекты социологического
диагноза конфликта? Прежде всего это
истоки конфликта (не причины, а то, с чего
начинается); затем биография конфликта
(его история, корни, фон, на котором он
прогрессирует, кризисы, поворотные точки);
стороны (субъекты) конфликта, в зависимости
от которых определяется уровень социальной
сложности какого-либо конфликта; позиция
и отношения сторон, формальные и неформальные
зависимости, роли, личные отношения; исходное
отношение к конфликту (надежды и ожидания
сторон). X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют
три основные фазы конфликта. 1. От надежды
к страху (дискуссии, замыкание на себя,
споры, доведенные до крайностей, утрата
коммуникации, начало действий). 2. От страха
к потере облика (формирование ложных
образов противника, усиление лидерства
и авторитарности, подталкивание к саморазоблачению,
запугивание и паника). 3. Потеря воли -
путь к насилию (ограниченное разрушение
и насилие, разрушение нервного (управленческого)
центра, наконец, тотальное разрушение,
включая саморазрушение). Эскалация конфликта
есть своего рода смертельный процесс,
но он может быть преодолен быстро, вообще
исчезнуть, если устранить основное противоречие
сторон. В любом конфликте наблюдается
борьба тенденций эгоизма и "коллективизма".
Найти равновесие между ними- значит найти
путь к разрешению конфликта и вырасти
в своей человеческой сущности (это всегда
усилие!). ;
Экстремальность
(ее исследователи - М. Вебер, Э. Дюркгейм,
Л. Сорокин, Н. Кондратьев, И. Пригожин,
Н. Моисеев и др.) возникает при угрозе
самому существованию социальной системы
в рамках данного качества и объясняется
действием экстремальных факторов. Экстремальная
ситуация связана с возникновением "бифуркационного
состояния" (лат. bifurcus - раздвоенность),
то есть состояния динамического хаоса
и появления возможностей для инновационного
развития системы. В этих условиях меняются
параметры, возникают пограничные (маргинальные)
состояния. В результате наступает эффект
"обнаружения сущности". Его функция
состоит в том, чтобы стабилизировать
систему в ответ на действие экстремальных
сил.
При выходе из динамического
хаоса обязательно наличие лидера (на
уровне группы) или доминирующей мотивации
(на уровне личности), которые осуществляют
целевую функцию выживания социальной
системы.
Социологи усматривают два варианта выхода
из экстремальной ситуации. Первый - катастрофа,
связанная с распадом ядра системы и разрушением
подсистем. Вторая - адаптация (компромисс,
консенсус), объектом которой являются
групповые противоречия и интересы. Для
анализа динамики социальной системы
введено понятие "цикл экстремальной
ситуации". Цикл связан с минимумом
времени на принятие решений, с максимумом
информации о событиях, с максимумом эффективности
(мобилизация сил, способностей, ресурсов),
с минимумом ошибок.
Информация о работе Понятие общества в социологии. Каковы его базисные структурные элементы