Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:18, реферат
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Введение
1. Понятие общества
2. Признаки общества
3. Типология обществ
Заключение
Список литературы
Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основе хозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Без сомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. С земледелием связывается зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.
На смену аграрному обществу
пришло индустриальное общество, основная
форма хозяйственной
Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнят ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технически устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5 % населения, Германии - 10%, Японии – 15%.
Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации - переселения людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.
В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз.
В 70-х годах ХХ века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация, преобладание сферы обслуживания над сферой производства — таковы характерные черты этого общества.
Четвертая типология строится на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.
В соответствии е этой типологией традиционное общество характеризуется:
1) естественным разделением и
специализацией труда (
2) персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);
3) неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);
4) связанностью членов
5) примитивной системой
Современное общество характеризуется иными, более развитыми социальными качествами:
1) развивающимся глубоким
2) ролевым характером
3) формальной системой
4) сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);
5) выделением множества
Помимо приведенных
Формационный подход к анализу общества.
Формационный подход принадлежит к марксистской школе обществознания. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. В структуре каждой формации выделялся экономический базис –совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. И надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
v Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств.
v Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.
v Необходимость соответствия
производственных отношений
v Неизбежность перехода от
одной общественно-
На современном этапе в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Цивилизационный подход к анализу общества.
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.
В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
Общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные.
Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования.
Четвертая типология строится на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.
Помимо приведенных типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.С. Социальная психология. – М., 1980.
2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980.
3. Бендикс Р. Современное общество // Американская социология. – М., 1992.
4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.
5. Мостовая И.В. Что такое общество? – Ростов н/Д., 1995.
6. Радугин А.А. Социология. – М., 2003.
7. Соарес
К.С. Общество в процессе
8. Сорокин
П.А. Кризис нашего времени
// Человек, цивилизация,