Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:13, контрольная работа
Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
1. Введение…………………………………………………………… 3
2. Понятие общества…………………………………………………. 5
3. Признаки общества………………………………………………... 6
4. Системный подход при рассмотрении общества………………... 8
5. Концепция общества Т. Парсонса……………………………...… 9
6. Общество как политическая система…………………………….. 13
7. Заключение……………………………………………………….... 16
8 Список литературы……………………………………………...…. 17
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие общества…………………………………………………. 5
3. Признаки общества………………………………………………... 6
4. Системный подход при рассмотрении общества………………... 8
5. Концепция общества Т. Парсонса……………………………...… 9
6. Общество как политическая система…………………………….. 13
7. Заключение……………………………………………………
8 Список литературы……………………………………………...
1. Введение.
Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".
Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.
Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.
Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
2. Понятие общества.
Понятие «общество» имеет много значений и используется достаточно произвольно в каждом конкретном случае. Чаще всего в обыденном сознании понятие «общество» характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее (профессиональное общество, высшее общество, казахстанское общество). Однако и малые, и большие группы людей не существуют вне времени и пространства. Они проживают на определенной территории, имеющих государственные границы. Кроме того, они пользуются защитой и покровительством государства, гражданами которого являются.
Понятие «страна» отражает
географическую характеристику
территории или части света,
имеющей определенные границы
и обладающей государственным
суверенитетом. Под
Понятие «общество»
используется для обозначения
той социальной среды, где
В широком смысле природа понимается как единство неорганического и органического мира, в котором человек и общество являются частью природы и развиваются по общим законам. Человек в этом смысле рассматривается как существо биологическое.
В узком смысле
природа понимается как природн
3. Признаки общества.
Общество – это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием.
Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этих потребностей.
Общество- это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей.
Наличие публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы.
Общество – это
Таким образом, общество- это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.
Длительное время в науке преобладало мнение, что первоосновой общества является материальное производство и, в первую очередь, собственность на средства производства. Однако социально-экономическая обусловленность объединения людей в общество представляется односторонней, поскольку не учитывает значения других факторов: идеологических, национальных, религиозных, географических и т.д.
Западные ученые рассматривают общество как взаимодействие людей, объединенных общностью культуры и проживающих в определенных географических границах. Н. Смелзер – общество – объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную и определенную национальную идентичность. Идентификация здесь понимается как отождествление себя с нацией или культурной общностью.
Г. Ленски и Дж. Ленски отмечают 5 свойств общества: общение между членами общества (общий разговорный язык), производство товаров и услуг, необходимых для выживания общества, распределение этих товаров и услуг, защита членов общества от физической опасности, контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Э.Шилз выделяет такие признаки общества как объединение людей, не являющееся частью другой более крупной системы; заключение браков между представителями данного объединения; воспроизводство населения за счет деторождения; объединение людей, имеющее свою территорию; наличие собственного названия и истории; общая система ценностей (обычаи, традиции, ценности) называемая культурой; наличие собственной системы управления; продолжительность существования объединения во времени дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
4. Системный подход при рассмотрении общества.
Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.
Исходным пунктом всякого
Далее, система всегда состоит из частей - элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.
Таким образом, система, в том числе и социальная, - это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами.
Однако системе присуще еще одно свойство - эмерджентность - замеченное еще Э.Дюркгеймом, который писал, что общество - это "целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей".
В любой системе выделяют структуру - относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также функцию - роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.
Наиболее последовательно
5. Концепция общества Т. Парсонса.
В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.
Благодаря выделению этих четырех
функций, оказалось возможным
На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций: экономическую , призванную обеспечивать адаптацию системы к среде, политическую , назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства.