Понятие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………… 3
2. Понятие общества…………………………………………………. 5
3. Признаки общества………………………………………………... 6
4. Системный подход при рассмотрении общества………………... 8
5. Концепция общества Т. Парсонса……………………………...… 9
6. Общество как политическая система…………………………….. 13
7. Заключение……………………………………………………….... 16
8 Список литературы……………………………………………...…. 17

Файлы: 1 файл

Социология контр..doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

1. Введение…………………………………………………………… 3

2. Понятие общества…………………………………………………. 5

3. Признаки общества………………………………………………... 6

4. Системный подход при рассмотрении общества………………... 8

5. Концепция общества Т. Парсонса……………………………...… 9

6. Общество как политическая система…………………………….. 13

7. Заключение……………………………………………………….... 16

8 Список литературы……………………………………………...…. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности  человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных  понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.

Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом  обстоятельств. Во-первых, это - очень  широкое по объему и высокоабстрактное  по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.

С учетом сказанного, можно дать следующее  общее социологическое определение общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие общества.

Понятие «общество» имеет много значений и используется достаточно произвольно в каждом конкретном случае. Чаще всего в обыденном сознании понятие «общество»  характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее (профессиональное общество, высшее общество, казахстанское общество). Однако и малые, и большие группы людей  не существуют вне времени и пространства. Они проживают на определенной территории, имеющих государственные границы. Кроме того, они пользуются защитой и покровительством государства, гражданами которого являются.

    Понятие «страна» отражает  географическую характеристику  территории или части света,  имеющей определенные границы  и обладающей  государственным  суверенитетом. Под суверенитетом  понимается независимость государства  от других, его право проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику. Понятие « государство» характеризует организацию политической власти на данной территории, ее структуру и способы осуществления. Термин «общество» выражает социальную организацию населения (то есть форму правления), включающую социальные группы и общности, социальные институты и организации, посредством которых реализуются интересы и потребности людей, социальные нормы и ценности, на основе которых взаимодействуют институты и группы и осуществляется социальный контроль.

       Понятие «общество»  используется для обозначения  той социальной среды, где действует  человек. Специфика общества как  социальной среды может быть  понята через сопоставление общества  с природой.

       В широком смысле  природа понимается как единство неорганического и органического мира, в котором человек и общество являются частью природы и развиваются по общим законам. Человек в этом смысле рассматривается как существо биологическое.

     В узком смысле  природа понимается как природно-географическая среда, внешняя и противостоящая обществу, которое выступает искусственной средой обитания человека. Сам человек в этом случае рассматривается как существо культурное, отличающееся  социальными качествами, возникающими из взаимодействия друг с другом. Человек наделен разумом и волей, способен сознательно ставить перед собой цели, которые стремится достичь, выбирать методы их достижения, предусматривать возможные результаты своих достижений. Учет биологического и социального начал в человеке важен для понимания причин возникновения общества, механизмов его развития, объяснения человеческих поступков.

3. Признаки общества.

 

Общество – это человеческая общность, объединение людей,  наделенных волей и сознанием.

Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этих потребностей.

Общество- это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей.

Наличие публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных  обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы.

Общество – это социокультурная  система. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных  интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без общей системы ценностей, именуемой культурой.

Таким образом, общество- это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных  норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Длительное время в науке  преобладало мнение, что первоосновой общества является материальное производство и, в первую очередь, собственность  на средства производства. Однако социально-экономическая  обусловленность объединения людей в общество представляется односторонней, поскольку не учитывает значения других факторов: идеологических, национальных, религиозных, географических и т.д.

Западные ученые рассматривают  общество как взаимодействие людей, объединенных общностью культуры и проживающих в определенных географических границах. Н. Смелзер – общество – объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную  и определенную национальную идентичность. Идентификация здесь понимается как отождествление себя с нацией или культурной общностью.

Г. Ленски и Дж. Ленски отмечают 5 свойств  общества: общение между членами  общества (общий разговорный язык), производство товаров и услуг, необходимых  для выживания общества, распределение  этих товаров и услуг, защита членов общества от физической опасности, контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Э.Шилз выделяет такие признаки общества как объединение людей, не являющееся частью другой более крупной системы; заключение браков между представителями данного объединения; воспроизводство населения за счет деторождения; объединение людей, имеющее свою территорию; наличие собственного названия и истории; общая система ценностей (обычаи, традиции, ценности) называемая культурой; наличие собственной системы управления; продолжительность существования объединения во времени дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Системный подход при рассмотрении общества.

Системный подход, рассматривающий  общество как тип социальной системы, формируется в социологии под  влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и  Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.

Исходным пунктом всякого системного исследования является представление  о целостности изучаемой системы. Система может быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда "качественна определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений".

Далее, система всегда состоит из частей - элементов, которые находятся  во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.

Таким образом, система, в том числе  и социальная, - это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами.

Однако системе присуще еще  одно свойство - эмерджентность - замеченное еще Э.Дюркгеймом, который писал, что общество - это "целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей".

В любой системе выделяют структуру - относительно устойчивую связь элементов  в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также  функцию - роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.

Наиболее последовательно системный  подход к обществу был применен в  структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория.

5. Концепция общества Т. Парсонса.

В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.

Благодаря выделению этих четырех  функций, оказалось возможным анализировать  системы любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом  высоком уровне выделяется так называемая система человеческого действия - самоорганизующаяся система, специфика которой в отличие от системы физического или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой; личность , обеспечивающая целедостижение; социальная система , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций: экономическую , призванную обеспечивать адаптацию системы к среде, политическую , назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства.

Информация о работе Понятие общества