Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:46, реферат
Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.
§ 2. Понятие пенсии, классификация пенсий. Право выбора пенсии
Пенсионная система как
В ее структуре выделяются основные институты
или группы правовых норм, регулирующих
неразрывно связанные между собой однотипные
пенсионные отношения — пенсии по старости,
пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу
лет, пенсии по случаю потери кормильца,
социальные пенсии. Они объединяют нормы
по видам пенсий. К обособленным институтам
относятся правовые предписания, регулирующие
процедурные отношения в сфере пенсионного
обеспечения. Наиболее существенные из
них — назначение и выплата пенсий, исчисление,
перерасчеты, повышение и адаптации пенсионных
выплат. Такие отношения касаются реализации
права на материальное обеспечение в виде
пенсии и могут предшествовать возникновению
пенсионного правоотношения либо функционировать
наряду с ним.
В нормативных правовых актах, действовавших
до 2002 г., не содержалось определения пенсии.
Однако значение этого слова хорошо честно
каждому. Слово «pensio» (лат.) означает платеж.
Но это не всякий платеж, а платеж гражданину,
т.е. физическому лицу, в связи с наступлением
определенных обстоятельств в жизни —
достижения соответствующего возраста,
наступления инвалидности, смерти кормильца,
а иногда в связи с длительной соответствующей
профессиональной деятельностью. Виды
пенсий различаются в зависимости от этих
жизненных обстоятельств.
Ряд ученых полагает, что каждое из указанных
обстоятельств является основным, центральным
или «собственным юридическим фактом»
в юридическом составе, а все остальные
относятся к юридически значимым обстоятельствам.
Для возникновения пенсионного правоотношения
необходим полный юридический состав
— наличие всех юридических фактов. При
отсутствии хотя бы одного из них пенсионное
отношение не может возникнуть. Однако
вполне очевидно, что именно с перечисленными
жизненными обстоятельствами связана
сама необходимость правового регулирования,
что они являются как бы юридической основой
в фактическом составе. В Законе 1990 г. эти
обстоятельства не случайно назывались
«основаниями для пенсионного обеспечения»
(ст. 2). Первые три основания указаны в
Конституции Российской Федерации (ст.
39). В Федеральном законе «Об основах обязательного
социального страхования» наступление
старости, инвалидность, потеря кормильца
являются видами социальных страховых
рисков, а пенсия по старости, пенсия по
инвалидности и пенсия по случаю потери
кормильца соответственно указаны как
виды обеспечения по обязательному социальному
страхованию (см. ст. 7, 8).
В связи с изложенным можно дать следующее
общее определение пенсии, касающееся
всех ее видов.
Пенсия — это ежемесячная
выплата, которая предназначена для материального
обеспечения граждан, достигших пенсионного
возраста, ставших инвалидами или длительное
время занимавшихся определенной профессиональной
деятельностью, а также нетрудоспособных
граждан, потерявших кормильца.
Надо отметить, что в Законе о трудовых
пенсиях и в Законе о государственных
пенсиях даются определения (дефиниции)
пенсии для целей этих •«конов. Они явно
неудачны и чрезмерно громоздки, в них
содержатся второстепенные признаки и
отсутствуют главные (см. ст. 2 названных
законов). В определении пенсии по государственному
пенсионному обеспечению свыше 90 различных
слов. Вполне очевидно, что эти определения
не будут восприняты в теории пенсионного
обеспечения.
Новое пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий —
трудовые пенсии и пенсии по государственному
пенсионному обеспечению. Практически
в данном случае отсутствует критерий
для их разграничения. Трудовые пенсии
назначаются и выплачиваются за труд это
вполне ясно. Но ведь и пенсии по государственному
пенсионному обеспечению (будем далее
называть такие пенсии проще — государственными
пенсиями) многим категориям граждан назначаются
за труд, например гражданам, проходившим
военную службу, длительное время работающим
на государственной службе и т.д. Нетрудовыми
пенсиями являются лишь социальные пенсии,
о чем уже говорилось ранее. Таким образом,
трудовой критерий не может служить основанием
для их разграничения. Им является источник,
за счет которого выплачивается пенсия,
— государственная пенсия выплачивается
за счет средств федерального бюджета,
а трудовая пенсия в значительной части
за счет средств обязательного пенсионного
страхования. Однако базовая часть такой
пенсии выплачивается за счет единого
социального налога, передаваемого в ПФР
из федерального бюджета. К государственным
пенсиям следует отнести и некоторые иные
пенсионные выплаты, которые также выплачиваются
за счет средств федерального бюджета,
например ежемесячное денежное содержание
судей, оно введено для судей Законом от
26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской
Федерации», а для судей Конституционного
Суда — Законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном
Суде Российской Федерации».
До 2002 г. все пенсии, которые выплачивались
за счет средств федерального бюджета,
средств ПФР (они, кстати, также являются
федеральной государственной собственностью)
и устанавливались в соответствии с федеральными
законами, признавались государственными
пенсиями.
В России есть также пенсии, установленные
законодательством субъектов Российской
Федерации и выплачиваемые за счет средств
их бюджетов, например пенсии за выслугу
лет для определенной категории региональных
служащих. Существуют и постепенно получают
все более широкое распространение пенсии,
которые введены соответствующими негосударственными
пенсионными фондами. Они образуются за
счет добровольных взносов организаций
и граждан.
Во всех перечисленных случаях критерий для разграничения
пенсии — источник для их выплаты.
Помимо классификации пенсий по основаниям
их предоставления т.е. по жизненным обстоятельствам
или юридической основе в фактическом
составе, и в зависимости от источника,
за счет которого он выплачиваются, их
можно подразделять и по ряду иных признаков.
Вполне закономерна классификация пенсий
по контингенту их получателей и по нормативным
актам, на основании которых они назначены:
пенсии для тех, кто трудился с особыми
условиями труда или на крайнем Севере,
пенсии для судей, государственных служащих,
кадровых военнослужащих, военнослужащих
— по призыву, инвалидов вследствие военной
травмы, депутатов и т.д.; пенсии по Закону
о трудовых пенсиях, Закону о государственных
пенсиях, Закону «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службы, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей», Закону «О статусе депутата
Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации», по Указу Президента РФ «О
некоторых социальных гарантиях для лиц,
замещающих государственные должности
Российской Федерации и должности федеральных
государственных служащих», по Постановлению
Совета Министров — Правительства Российской
Федерации «Вопросы материального и пенсионного
обеспечения космонавтов» и т.д.
^ Уровень пенсионного
обеспечения — один из важнейших показателей,
характеризующих пенсионную систему и
ее состояние в определенный период времени.
Выше отмечалось, что пенсионная реформа
1990 г. проводилась в связи с необходимостью
повысить абсолютный и относительный
уровень пенсионного обеспечения. Что
это за показатели?
Абсолютный уровень — это сумма пенсии.
Относительный уровень — это отношение
пенсии пенсионера к его среднемесячному
заработку, из которого она исчислена.
Иногда этот показатель именуют коэффициентом
замещения. Обычно он рассчитывается по
стране в целом и по отдельным регионам.
Для этого средняя пенсия делится на средний
заработок, из которого она исчислена
(соответственно в стране или регионе).
Относительный показатель характеризует
уровень жизни (достаток, потребление)
пенсионеров — бывших наемных работников,
живущих на пенсию, по сравнению с Уровнем
жизни наемных работников, продолжающих
трудиться и живущих на заработок. Чем
выше соотношение, тем меньше разрыв в
Уровне жизни указанных двух групп граждан,
составляющих в развитых странах большинство
населения.
Как это ни парадоксально на первый взгляд,
но в странах, где высокая реальная оплата
труда, относительный уровень пенсионного
обеспечения обычно сравнительно невысок
и, наоборот, в тех странах, где низкая
оплата труда, он повыше. Объясняется это
просто: при уровне пенсионного обеспечения
в первых странах, допустим, в 40—45%, человек,
живущий на пенсию, вполне может за счет
такой пенсии удовлетворять свои обычные
потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих
услуг и т.д.), поскольку работающий член
обществ затрачивает на эти цели не более
той же части своего заработка зачастую
значительно меньше (20—25%). Что касается
других стран то в них на удовлетворение
обычных потребностей человека расходуется
значительно большая часть заработка,
следовательно, относительный уровень
пенсионного обеспечения должен быть
существенно выше В противном случае пенсионер
оказывается за чертой бедности или на
ее грани. Этими показателями также оцениваются
и проводимые преобразования в пенсионных
системах.
По долголетней традиции, сложившейся
в нашей стране, не допускалась возможность
получения двух пенсий, даже если одна
из них была заработана за службу в международных
организациях. «Гражданам, имеющим одновременно
право на различные пенсии, назначается
одна пенсия по их выбору», — так указывалось
в ст. 3 Закона «О государственных пенсиях
в СССР» (1956 г.). То же правило содержалось
и в последнем союзном законе «О пенсионном
обеспечении граждан в СССР», принятом
в мае 1990 г. (этот закон в полном объеме
так и не вступил в силу). В нем предоставлялось
право выбора одной из государственных
пенсий, на которые одновременно имели
право граждане (ст. 6).
Закон 1990 г. сохранил общее правило о том,
что гражданам, имеющим право на различные
государственные пенсии, назначается
и выплачивается одна из них, по их выбору
(ст. 5). Кстати, ситуации, когда граждане
имеют право на две и более государственные
пенсии, не так уж редки. Например, инвалид,
в том числе с детства, достигнув пенсионного
возраста, зачастую приобретает право
на пенсию по старости, если он трудился
в период инвалидности. В то же время пенсионер
по старости в случае признания его инвалидом
приобретает право на пенсию по инвалидности.
Тот, кто получил пенсию за выслугу лет,
зачастую по достижении пенсионного возраста
приобретает право на пенсию по старости
и т.д. Данное общее правило касалось лишь
государственных пенсий. Следовательно,
допускалось получать, например, государственную
пенсию по старости и, помимо нее, иную
пенсию по старости или по инвалидности
за счет негосударственного пенсионного
фонда.
Однако Закон 1990 г. предусмотрел изъятия
из указанного общего правила. Сначала
право получать две пенсии было предоставлено
инвалидам Великой Отечественной войны,
затем — всем инвалидам из числа участников
этой войны (за исключением случаев наступления
их инвалидности вследствие противоправных
действий; на практике подобных случаев
не встречалось). В данном случае решение
продиктовано необходимостью за счет
второй пенсии несколько повысить общий
уровень пенсионного обеспечения участников
Великой Отечественной войны, которые
хотя, и не пострадали вследствие военной
травмы, но все же являются инвалидами
и пожилыми людьми (ныне возраст самого
молодого участника этой войны превышает
75 лет). Право получать две пенсии предоставили
также родителям и вдовам погибших военнослужащих,-
всем инвалидам вследствие военной травмы
Новое российское пенсионное законодательство
сохранило право всех перечисленных граждан
получать две пенсии. Однако гражданам,
имеющим право на одновременное получение
трудовых пенсий различных видов в соответствии
с Законом о трудовых пенсиях, устанавливается
одна пенсия по их выбору. Значит, не допускается
получать пенсию по старости и пенсию
по инвалидности (или пенсию по случаю
потери кормильца) по данному закону. Но
вполне возможно, например, получать одну
пенсию по Закону о трудовых пенсиях, а
вторую по Закону о государственных пенсиях
или две пенсии по Закону о государственных
пенсиях. Все случаи, когда это допускается,
указаны не в первом из названных законов,
а во втором — в Законе о государственных
пенсиях.
Граждане, ставшие инвалидами вследствие
военной травмы, вправе получать: пенсию
по инвалидности согласно Закону о государственных
пенсиях и пенсию по старости по Закону
о трудовых пенсиях.
Участники Великой Отечественной войны
вправе получать: пенсию по инвалидности
по Закону о государственных пенсиях и
пенсию по старости по Закону о трудовых
пенсиях.
Родители военнослужащих, проходивших
военную службу по призыву, погибших в
период прохождения военной службы или
умерших вследствие военной травмы после
военной службы (за исключением случаев,
когда смерть военнослужащего наступила
вследствие их противоправных действий);
вдовы военнослужащих, погибших в войну
с Финляндией, Великую Отечественную войну,
в войну с Японией, не вступившие в новый брак; нетрудоспособные
члены семьи граждан, получивших или перенесших
лучевую болезнь и другие заболевания,
связанные с радиационным воздействием
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС или работами по ликвидации последствий
указанной катастрофы, а также принимавших
участие в ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения,
— все перечисленные граждане вправе
получать пенсию по случаю потери кормильца
по Закону о государственных пенсиях и
трудовую пенсию по старости или инвалидности
либо пенсию по случаю потери кормильца.
По Закону о государственных пенсиях и
социальную пенсию по этому же Закону
(кроме социальной пенсии по случаю потери
кормильца).
Две пенсии устанавливаются также в соответствии
с Законом 1993 г. Женам военнослужащих,
погибших в период Великой Отечественной
(они имеют, как правило, право на получение
пенсии по случаю потери кормильца за
погибшего мужа независимо от получения
ими другой пенсии) и родителям военнослужащих,
погибших (умерших) вследствие военной
травмы (им могут назначаться пенсия по
старости (по инвалидности, за выслугу
лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю
потери кормильца по Закону 1993 г.).
Для родителей и вдов указанных военнослужащих
предусмотрены также некоторые другие
льготы, касающиеся условий и норм их пенсионного
обеспечения.
Право получать две пенсии по различным
основаниям широко распространено во
многих других странах, в частности в странах
антигитлеровской коалиции, участвовавших
во Второй мировой войне (Англия, США и
др.).
Информация о работе Понятие пенсии, классификация пенсий. Право выбора пенсии