Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:09, реферат
Понятие "компетентность" (competentia - принадлежность по праву) традиционно определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня "компетентность" чаще определяют как:
- сумму способностей, умений и знаний достаточных и адекватных тому, что нужно сделать (выполнять определенные трудовые функции);
- сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность).
Понятие "компетентность" (competentia - принадлежность по праву) традиционно определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня "компетентность" чаще определяют как:
- сумму способностей, умений и знаний достаточных и адекватных тому, что нужно сделать (выполнять определенные трудовые функции);
- сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность).
В социальном плане компетентность
можно рассматривать как "грамотное
поведение" или способность оптимально
использовать собственные индивидуальные
характеристики для конструктивного
взаимодействия с миром. В этом смысле
интересна трактовка
Одним из более актуальных и мало изученных видов умений и навыков руководителя являются социальные компетентности.
Социальная компетентность - это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.
У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.
Рядом психологов (В. Г. Ромек и др.) социальная компетентность рассматривается как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений) автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста.
Для выявления видов социальной компетентности, необходимо определить ее структуру и содержание. Понятие социальной компетентности, хорошо представлено в работах Дж. Равенна.
В число основных слагаемых социальной компетентности, по его исследованиям, входят:
1) мотивация и способность
2) готовность включаться в
3) способность использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;
4) готовность и способность
5) адекватное понимание того, как
функционируют организация и
общество, где живет человек и
работает, и адекватное восприятие
собственной роли и роли
6) адекватное представление о
ряде понятий, связанных с
Равен предлагает рассматривать социальные компетентности с помощью таблицы, которая представляет собой совокупность значимых аспектов поведения и компонентов эффективного поведения. Значимые аспекты поведения были выделены в 3 группы и описаны еще Маккелландом в 1958 году, Дж. Равен структурировал и эмпирически подтвердил их. Эти группы - «Достижение», «Сотрудничество» и «Влияние».
Значимые аспекты поведения
Достижение |
Сотрудничество |
Влияние |
- изобретать;
- делать что-либо более эффективное, чем рань- ше;
- совершенствовать понимание явлений и ситуаций. |
- оказывать поддержку и содействовать тем, от кого зависит достижение цели;
- обеспечивать бесконф- ликтную совместную работу;
- устанавливать с людь- ми теплые доверительные отношения;
- устраивать эффектив-ные групповые обсуждения. |
-обеспечивать в группе об- мен знаниями для принятия эффективных совместных решений;
- четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение;
- откликаться на запросы других людей. |
Также выделяют следующие виды социальной компетентности руководителя:
Итак, социальная компетентность руководителя содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов выделяют знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент) (рис 1).
Рис. 1. Структура социальной компетентности руководителя
По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:
1) выражение: способность
изъясняться, выражать свои
2) восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
3) открытость: готовность
воспринимать стимулы,
4) сотрудничество: способность
осознавать и воспринимать
5) формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
6) идентификация: способность
поставить себя на место
В структуру социально-
Р. Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентного руководителя, в соответствии с которыми он в состоянии:
Все это помогает руководителю общаться с сотрудниками, другими людьми, вступать с ними в контакт и находить свое место в любой ситуации, достигать поставленные цели.
Источники:
Социальная компетентность современного руководителя
Выполнила:
Студентка 41 УП группы
Назарова Александра
Александровна
Специальности
«Управление персоналом»