Понятие социальной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

Понятие "компетентность" (competentia - принадлежность по праву) традиционно определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня "компетентность" чаще определяют как:
- сумму способностей, умений и знаний достаточных и адекватных тому, что нужно сделать (выполнять определенные трудовые функции);
- сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность).

Файлы: 1 файл

Понятие социальной компетенстности..docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

 

Понятие "компетентность" (competentia - принадлежность по праву) традиционно определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня "компетентность" чаще определяют как:

- сумму способностей, умений и знаний достаточных и адекватных тому, что нужно сделать (выполнять определенные трудовые функции);

- сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность).

В социальном плане компетентность можно рассматривать как "грамотное  поведение" или способность оптимально использовать собственные индивидуальные характеристики для конструктивного  взаимодействия с миром. В этом смысле интересна трактовка компетентности, предложенная Дж. Равеном: компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области включающая узкоспециальные  знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание  ответственности за свои действия.

Одним из более актуальных и мало изученных видов умений и навыков руководителя являются социальные компетентности.

Социальная компетентность - это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.

У. Пфингстен и Р. Хинтч  определяют социальную компетентность как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.

Рядом психологов (В. Г. Ромек  и др.) социальная компетентность рассматривается как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений) автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста.

Для выявления видов социальной компетентности, необходимо определить ее структуру и содержание. Понятие социальной компетентности, хорошо представлено в работах Дж. Равенна.

В число основных слагаемых социальной компетентности, по его исследованиям, входят:

1) мотивация и способность включаться  в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать  на себя ответственность, анализировать  работу организаций или политических  систем;

2) готовность включаться в субъективно  значимые действия, например, стремиться  повлиять на происходящее в  своей организации или на направление  движения в обществе;

3) способность использовать свои  выводы при выборе стратегии  собственного поведения;

4) готовность и способность содействовать  климату поддержки и поощрения  тех, кто пытается вводить новшества  или ищет способы более эффективной  работы;

5) адекватное понимание того, как  функционируют организация и  общество, где живет человек и  работает, и адекватное восприятие  собственной роли и роли других  людей в организации и в  обществе в целом;

6) адекватное представление о  ряде понятий, связанных с управлением  организациями. В число таких  понятий входят: риск, эффективность,  лидерство, ответственность, подотчетность,  коммуникация, равенство, участие,  благосостояние и демократия.

Равен предлагает рассматривать социальные компетентности с помощью таблицы, которая представляет собой совокупность значимых аспектов поведения и компонентов  эффективного поведения. Значимые аспекты  поведения были выделены в 3 группы и описаны еще Маккелландом в 1958 году, Дж. Равен структурировал и эмпирически подтвердил их. Эти группы - «Достижение», «Сотрудничество» и «Влияние».

Значимые аспекты поведения

 

Достижение

Сотрудничество

Влияние

- изобретать;

 

- делать что-либо более

эффективное, чем рань-

ше;

 

- совершенствовать

понимание явлений и

ситуаций.

- оказывать поддержку и

содействовать тем, от

кого зависит достижение

 цели;

 

- обеспечивать бесконф-

ликтную совместную

 работу;

 

- устанавливать с людь-

ми теплые доверительные

отношения;

 

- устраивать эффектив-ные групповые обсуждения.

-обеспечивать в группе об-

мен знаниями для принятия

 эффективных совместных

решений;

 

- четко формулировать цели

группы и направлять

энергию членов группы на

их достижение;

 

- откликаться на запросы

других людей.


 

Также выделяют следующие  виды социальной компетентности руководителя:

  1. Политическая и социально-экономическая компетентность: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социально-экономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать.
  2. Социально-коммуникативная компетентность: способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям.
  3. Поликультурная компетентность: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.
  4. Информационно-инструментальная компетентность: владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.
  5. Индивидуально-личностная компетентность: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни.

Итак, социальная компетентность руководителя содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов выделяют знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент) (рис 1).

Рис. 1. Структура социальной компетентности руководителя

 

По степени сложности  различают следующие типы социальной компетентности:

1) выражение: способность  изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

2) восприятие: способность  слушать, наблюдать за другими  членами группы, воспринимать события  и динамику процесса в группе;

3) открытость: готовность  воспринимать стимулы, способность  выслушивать критику и спорить  с другими;

4) сотрудничество: способность  осознавать и воспринимать возможности  собственных действий и ответственность,  умение понимать и приспосабливаться  к действиям других;

5) формирование: способность  адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;

6) идентификация: способность  поставить себя на место другого  и разрешать конфликты в соответствии  с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

В структуру социально-психологической  компетентности входят умения: ориентироваться  в социальных ситуациях; правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия; умении поставить себя на место другого (эмпатия).

Р. Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентного руководителя, в соответствии с которыми он в состоянии:

  1. принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
  2. забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
  3. представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
  4. правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права; анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль ил представителей и включать эти знания в собственное поведение;
  5. представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание
  6. других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
  7. отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Все это помогает руководителю общаться с сотрудниками, другими людьми, вступать с ними в контакт и находить свое место в любой ситуации, достигать поставленные цели.

 

Источники:

 

  1. Хазова С.А. Издательство "Академия Естествознания", 2010 год. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту.
  2. Мизина Н. Н. Социальная компетентность сотрудников как фактор управления производственными конфликтами.
  3. http://www.yandex.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная компетентность современного руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 

Студентка 41 УП группы

Назарова Александра

Александровна

Специальности

«Управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие социальной компетентности