Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 13:42, контрольная работа
Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально - территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
Студент |
|
Группа |
10426 |
Дата |
03.01.2011 |
Подпись |
______________________________ |
Преподаватель |
Коба Сергей Михайлович |
Дата |
______________________________ |
Оценка |
______________________________ |
Подпись |
______________________________ |
Новосибирск 2011
Введение.
Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.
Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации.
Социальная структура
общества – это часть
Социальный состав - это набор элементов, составляющих социальную структуру.
Социальная структура
— это устойчивая связь
1.1. Понятие социальной
структуры и социальной
С точки зрения
социального состава все
Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можновыделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.
Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляетобщее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.
Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально – значимые профессии – это те, которые связаны с функциями организации и контроля.
Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получиличетыре главных измерения стратификации — доход, власть,образование, престиж. А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), аканалов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.
А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
1.2. Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.
Теория социальной
стратификации, выдвигающая те или
иные критерии деления
Социальной мобильностью
называется совокупность
Социологи различают
также групповую и
Индивидуальная мобильность
означает социальное
Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.
Социальная мобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.
Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.
Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переходных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам.
Социальные перемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобретение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их социальное положение. Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение.
Однако практика
показывает, что далеко не всем
индивидам удастся пройти
Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряввозможность находиться в верхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы па грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (от лат. merginelis — находящийся на краю, на границе).
Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из деревни в город. В результате миграции человек покидает привычную социальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт; беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки.
Маргинализация индивидов — неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот процесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, процесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле становятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальности не только индивидов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в современной России, где в результате захвата собственности, обогащения, овладения рычагами власти сформировалась социальная группа «новых русских», которая пока не выработала определенные стереотипы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов поведения различных культур: западной, российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.
Информация о работе Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества