2.4. Законы и
категории социологии
Основой изучения
социальных отношений, то есть сведения индивидуального к социальному,
может служить изучение объективно сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи, их типы и т. п. В обществе
имеется бесконечное множество различных социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный
и временный характер. Особенность социологии как науки состоит
в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.
Социальные законы — более или менее полное отражение
явлений, присущих окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это выражение существенной,
все общей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные
законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной
деятельности и осуществляется через
посредство деятельности людей. Существуют
общие и специфические законы в социологии.
Общие законы социологии — пред мет изучения философии.
Специфические законы социологии изучаются
именно социологией и составляющие ее
методологическую основу. Но здесь надо заметить,
что отношение социологов к социальным закономерностям и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали,
что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон— это независящая от субъекта
повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет
содержание и направление социального развития на любом
уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи
склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности
лишь описание вероятных тенденций
развития. Всеобщий социальный закон в
прежнем пони мании всеобщ, повторяем
и однонаправлен и придает обществу
скрытую мистическую сущность. Прежние
представления социологии о том, что общество
развивается на основе раз и навсегда
установленных законов, не выдержали проверки.
Предвидение еще не означает пророчества. Если
наблюдаем нечто, что проявляется как историческая
тенденция или направление, то не может знать проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют наиболее сильные
детерминанты, определяющие жизнь общества: власть, идеология,
экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или . решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют тенденцию эволюции человечества. Объективность
социального закона в том, что новые поколения застают
готовые отношения связи, тенденции,
сложившиеся без их участия. Объективность
социального закона — это ряд совокупных действий
миллионов людей. Но когда говорят, что
законы общества проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление,
что есть закон, некая существенная связь,
которая имеет самостоятельное бытие и обнаруживается
в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность
не проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не
зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся
деятельности масс. Социальный закон реализуется
и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной
форме — в деятельности людей. А каждый
отдельный чело век —осуществляет свою деятельность в конкретных условиях
общества, в условиях конкретной социально-политической
или производственной деятельности, в системе которых
он занимает определенное производственное
и социальное положение.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
— законы, констатирующие сосуществование
социальных явлений. Согласно таким законам,
если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация
и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.
— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход
от одного порядка взаимоотношений к другому.
Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.
— законы, устанавливающие связь
между социальными явлениями. Законы функциональные.
Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
— законы, фиксирующие причинную связь между социальными
явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции
выступает рациональное сочетание общественных
и личных интересов.
— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень
бракоразводов в различных странах повышается
и колеблется вместе с экономическими
циклами.
Любой социальный закон или тенденция проявляется
на практике не вообще, а в конкретной
форме — в деятельности отдельного человека.
Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология
исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей,
что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах
общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.
2.5. Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.
Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные
и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или
иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из
гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая.
Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности.
Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование
подходит к действительности. С одной стороны показывает, что
можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит
в том, что социология накапливает знания, систематизирует их,
стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном
мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.
Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить
надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных
социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной
структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных
знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно.
Степень системности и конкретности
знаний социологии определяет эффективность
реализации ее социальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание
исследований в виде аналитических записок,
различного рода научных отчетов, статей,
книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется
высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические
выводы и принимаются управленческие
решения. Эти материалы есть точкой отсчета,
источником сравнения для будущих поколений
человечества. Социология не только познает
мир, она позволяет человеку внести
в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование
общества — не само цель. И преобразования
нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей,
ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни
была хороша полученная социологами
социальная информация, она автоматически
не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная
функция социологии находит продолжение
в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая
функция социологии — это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием
краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный
прогноз опирается на вскрытую тенденцию
развития социального явления, а также
на зафиксированную закономерность в
открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый
объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования.
Поэтому в социологи ческой практике чаще
всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных
проблем придается большое значение, социальный
прогноз занимает важное место -в исследованиях
о развитии социального объекта. Когда
же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные
пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно,
так или иначе прогнозируется ход развития
социального процесса.
Суть преобразовательной
функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния
социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации
крупных инженерных проектов требуется
не только технико-экономическое, но и
социально-экономическое обоснование.
Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но
социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций.
Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления,
конкретных руководителей. Именно так
и объясняется то обстоятельство, что
многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные
социологами по преобразованию современного
общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым
последствиям в развитии общества. Шире
и глубже раскрыть основные направления
обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного
развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация
общества состоит в создании условий
и возможностей для сознательной, целенаправленной
деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной
деятельности, в оптимизации и качественном
повышении ее эффективности. Задача социологии —теоретически обеспечить успешное протекание
процесса реформации и демократизации
общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества
в Украине идет от одного качественного
состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки,
условия и средства развертывания сознательной
деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется
не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку
профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько
лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих
кадров потребности в социологическом
обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет сбор,
систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая
информация — самый оперативный вид социальной
информации. В крупных социологических
центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи,
руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные
учреждения.
Мировоззренческая
функция социологии вытекает из того,
что объективно, участвует в социально-политической
жизни общества и своими исследованиями
содействует прогрессу общества.
Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании
действительно корректных выверенных
количественных данных, фактов, которые
только и способны в чем-либо убедить современного
человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного
сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо
социального слоя, социальной общности. История
свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ
и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции
того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды
Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического
режима в Англии, труды Франсуа Вольтера,
Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма
выступала ведущим интеллектуальным направлением
в России. Расистская идеология стала
основой нацистского путча и третьего
рейха в Германии.
Итак, основные
функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии
в системе общественных наук.
2.6. Социология
в системе социальных наук
Каково же место
социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология
с другими, родственными ей науками? Место социологии в системе общественных и гуманитарных
наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука
об обществе, а, следовательно включает общую социологическую
теорию, которая может служить теорией и методологией всех
других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения
человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими
гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась
система исследований, проводимых на стыке
социологии и других отраслей знаний.
Их принято называть социальными. Социология
как система знаний не может развиваться и выполнять свои
функции не взаимодействуя с другими науками.
По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком
положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным
биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и
др. Как общая биология служит основой
для ботаники и других отраслей знания
о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.
Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология
выполняет генерирующую функцию. Если
история концентрирует внимание на изучении
социальных явлений вы ступающими уникальными
и неповторимыми во времени и пространстве
(например, США уникальная страна по национальному составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя
война — отличается от других войн и
содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства
всего общества которые повторяются во
времени и пространстве, то есть становятся
общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций
и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь
социологии с историей наиболее тесна
и взаимонеобходима. И история и социология
имеют объектом изучения общество. История как и социология
сталкивается с двумя основными проблемами,
во-первых, с наличием определенных социальных
закономерностей, и во-вторых, с существованием
индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают
влияние на зигзаги в развитии общества.
Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается
большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей,
отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории
и социологии.
Основная форма деятельности общества — это материальное производство
и экономическая деятельность. Изменения
в средствах производства изменение роли
и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное
влияние на эволюцию социальной деятельности
людей. Именно поэтому-то социология не
может не взаимодействовать с политической
экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает
гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения.
Взаимодействие двух наук — социология и политологии породило
новую отрасль науки — политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется,
во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только
учитывая особенности общества в целом как социальной системы,
во-вторых, общество нельзя понять и изменить без
того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические ре
жимы.
Социология тесно
связана с философией. В основе
связи — изначальная целостность социальной
мысли человечества. Законы, категории, принципы философии
лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений,
социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает
такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную
организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип.
Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет
задачу, непосильную общей философии —непосредственно перерабатывает
конкретные данные общественной жизни. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели
формирующейся информационно-технологической
цивилизации, оказывающей огромное воз
действие на состояние окружающей природной
и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со обществе, понимание необходимости новых
подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально
новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека,
его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в
рамках которого для философии и социологии
становятся возможным, применительно
к историческим определенным пространственно-временным
границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества
на качественно новый виток развития социально,
духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность
выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние.
Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной
культуры в целом овладеть наукой разумного
управления и регулирования социальными
процессами в современном мире.