Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приёмов и процедур.
1.Ведение…………………………………………………………………………2
2.Подготовка социологического исследования……………………………….5
3.Сбор социологической информации………………………………………...9
4.Анализ результатов социологического исследования……………………..15
5.Заключение……………………………………………………………………21
6.Список литературы…………………………………………………………...22
Опрос (анкетирование или интервьюирование);
Наблюдение (не включенное и включенное);
Эксперимент (научный и практический).
Анализ документов (качественный и количественный);
Опрос - социологический метод получения информации , при котором респондентам(людям, которых опрашивают)в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.
Выделяются две разновидности социологического опроса:
1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. О форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.
2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника информации различают:
Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).
Специализированные (экспертные) опросы. Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.
Отличие социологического опроса от других опросов:
Первая отличительная черта – количество опрошенных(у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).
Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.
Третья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений(в журналистике, медицине, следствии).Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.
Наблюдение
Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов. От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
По степени формализованной выделяют:
В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной процедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы. Например, наблюдение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п. Нужна серия наблюдений и разными наблюдателями. Тогда результаты получаются достаточно достоверными. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:
При этом важно, чтобы наблюдатель
своим присутствием не вносил флуктуации
в деятельность коллектива, не проявлял
внешне повышенного интереса, больше слушал
и запоминал, не принимал чьей-либо стороны,
не записывал свои наблюдения на виду. Преимущества
включенных наблюдений очевидны: они дают
наиболее яркие непосредственные наблюдения,
помогают лучше понять поступки людей.
Но с этим же связаны и основные недостатки
такого способа. Исследователь может потерять
способность объективно оценивать ситуацию,
слишком вживаться в роль соучастника
событий. Как правило, итогом включенного
наблюдения является социологическое
эссе, а не строгий научный отчет. Имеется
и нравственная проблема включенного
наблюдения: насколько вообще этична маскировка
под рядового участника? Если наблюдение
проводится вне научного учреждения, то
оно называется полевым. Могут быть и лабораторные
наблюдения, когда людей приглашают для
беседы, деловой игры. Наблюдения могут
быть одномоментными, систематическими. Прежде
чем начать наблюдение, необходимо определить
объект, сформулировать проблемы, поставить
исследовательские задачи, подготовить
инструментарий, способы описания результатов.
Наблюдение - незаменимый источник социологической
информации на стадии общей разведки. Как
самостоятельный способ наблюдение - основа
для исследования митингов, демонстраций.
Более распространено его применение
в качестве дополнения к другим источникам
получения информации. Так, включенное
наблюдение в сочетании с последующими
массовыми обследованиями позволяет дополнить
сухой, но репрезентативный материал более
живыми сведениями, своего рода «картинками". Эксперимент в социологии
- способ получения информации об объекте
в результате воздействия на него некоторых
управляемых и регулируемых факторов.
По специфике поставленной задачи различают: 1.Научно-
По форме фиксации документы бывают:
1. Письменные документы - это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы(письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).
2. Иконографические документы - это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры),а также кино, видео и фотодокументы.
3. Фонетические документы - это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.
Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
1) Анализ документов позволяет
оперативно получить
2) Эта информация носит
объективный характер. Но при
этом нельзя забывать об
а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;
б) часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в сбоем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
Документальные источники
несут уникальную и разнообразную
информацию о социальных явлениях и
процессах. Важно найти методы, которые
бы позволяли извлечь искомую информацию
с достаточной надёжностью. Эти методы
включают всё многообразие умственных
операций, направленных на интерпретацию
содержания документов в соответствии
с целью исследования. Выделяют два основных
типа анализа документации:
Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:
1. Выяснение условий, целей и причин создания документа.
2. Установление его авторства.
Иначе говоря, выясняются факторы
достоверности документального источника
применительно к целям исследования. Установление
полноты и достоверности источника относительно
целей исследования-главные параметры
его оценки до начала исследования.
4.Анализ результатов социологического исследования
Существует два принципиальных
подхода к анализу
1. Анализ линейного распределения
В рамках этого подхода социолог работает с нерасчлененным массивом данных. Задача этого этапа анализа - увидеть общие черты и тенденции, характерные для изучаемого объекта в целом. Распространенная ошибка при анализе линейного распределения- пересказ полученных статистических данных. Не следует увлекаться фразами типа"15 % респондентов согласны с мнением. А, а 20 % - с мнением. В"- это и так видно из таблиц. Нужно - проанализировать, осмыслить полученные цифры, увидеть в них некие социологические закономерности ,тенденции ,соотнести полученные данные с априорными гипотезами проекта, то есть осуществить содержательную интерпретацию результатов исследования.
Общие замечания
по структурно-типологическому
Структурно-типологический
анализ нацелен на выявление структуры
объекта и раскрытие
Ситуация, когда значительная часть массива находится вне типологических группировок, может являться следствием следующих обстоятельств:
а) Во-первых, зачастую это результат поверхностного, недостаточно тщательного анализа - когда выбираются1-2 наиболее яркие по мнению студента, тенденции, прочие же остаются вне его поля зрения.
б) Иногда это бывает следствием чрезмерной глубины анализа. В этом случае исследователь слишком жестко формулирует критерии отбора групп (5-6 критериев, объединенных по типу конъюнкции,-в логической связке "и"). При этом выявляются наиболее последовательные сторонники той или иной позиции - " ядро "тенденции. Таких людей в массиве всегда бывает немного.
Анализ подобных «ядер" поможет вам разобраться в сути, основных содержательных связях выделенных тенденций. Однако этот анализ необходимо дополнить поиском более широких группировок, представляющих сторонников, "попутчиков"- лиц, менее последовательных тяготеющих к выявленным тенденциям.
в) Ситуация, когда значительная часть массива не поддается типологическому анализу даже при мягких критериях отбора (небольшое число индикаторов; логическое соединение «или"), может, наконец, говорить и об особом состоянии массового сознания - аморфном, логически непоследовательным, неструктурированным. Подобное состояние массового сознания характерно для переходных , проблемных ,кризисных периодов общественного развития, когда значительная часть общества не определилась в своих взглядах и позициях. Массовое сознание представляет собой в этот период своего рода "котел», в котором только начинают выкристаллизовываться характерные тенденции и позиции. Осуществляя структурно-типологический анализ, социолог, как правило, прибегает к методам математической статистики. Не следует, однако, забывать о том, что подобный анализ может быть основан и на произвольных параметрах, выбранных по усмотрению социолога.
2. Условное распределение « о усмотрению социолога»
Прежде чем" препарировать "массив с помощью методов многомерного статистического анализа, выделяют типологические группировки самостоятельно. Подобный выбор может быть сделан на основе:
(1) Априорных представлений об объекте - то есть на основе программных гипотез.
(2) На основе линейного распределения, в котором, безусловно ,отражается структура объекта. Симптомом структурной неоднородности объекта является резкая поляризация мнений, поэтому обращаем внимание на вопросы, в которых она прослеживается. Есть ли между этими вопросами логическая связь, выстраиваются ли они в содержательный сюжет? Если да- то перед вами, скорее всего,- отражение, "тень" типологических группировок, которую они бросают на плоскость линейного распределения. Выбирают из этих поляризованных вопросов 1-2-3индикатора. Вполне возможно, что вы ошиблись, и вопросы, между которыми Вы увидели логическую связь, на самом деле индицируют разные типы респондентов. Это тоже очень полезный результат, он обогащает ваши изначальные представления об объекте.
3) Многомерный статистический анализ
В ходе статистического анализа
выявляются некоторые статистические
закономерности и зависимости, которые
позволяют социологу сделать определенные
обобщения и выводы. Для проведения статистического
анализа социологи используют большое
число различных математических методов,
позволяющих полно и всесторонне анализировать
собранную информацию. В современной социологии
для этой цели активно применяются ЭВМ,
дополненные программами математико-статистической
обработки. Если работа с дендрограммой
- привести ее рисунок, не забыв разнести
ветви по уровням корреляций; дайте рабочее
название каждой ветви. Если пользование
факторным методом - привести таблицы
соотнесения отдельных параметров с выделенными
факторами; при этом параметры целесообразно
про ранжировать по факторным нагрузкам.
Так, ранжирование— это процедура установления
относительной значимости(предпочтительности)