Понятие управления в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль. Координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или к практическим социальным работникам.

Файлы: 1 файл

Введени3.docx

— 21.74 Кб (Скачать файл)

 
Введение

 
Актуальность  темы работы 
Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль. Координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или к практическим социальным работникам. 
Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Но структура это еще не система. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. 
Цель - образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Самая общая цель социального работника - удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает их единой системой,  
Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление - все это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующий организм. 
Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям, одним словом, набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы. 
Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности, необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций. 
Итак, цель нашей работы - изучить систему функций управления социальной работы. 
Исходя из цели работы, перед нами были поставлены следующие задачи: 
1. Показать сущность функций управления социальной работы. 
2. Раскрыть содержание функций управления социальной работы. 
3.

Глава 1. Сущность функций управления социальной работы

1.1. Понятие управления  в социальной работе

 
Сегодня слово менеджмент известно практически каждому образованному  человеку – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. По-русски слово менеджмент означает управление – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент является также областью человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. 
Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. 
Управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [1; 39]. 
Питер Друкер предлагает иное определение: управление – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. 
Все руководители выполняют определенные функции, но это не значит, что большое число руководителей заняты выполнением одной и той же работы. Управленческая работа подразделяется посредством горизонтального разделения, и конкретный руководитель становится во главе отдельного подразделения (отдела). Некоторым руководителям приходится заниматься координированием работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, координирующего работу неуправленческого персонала – людей физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное разделение в результате образует уровни управления [4; 86].

Заключение

 
Итак, в данной работе была рассмотрена  система функций социальной работы. Нами было раскрыто четыре основные функции  управления социальной работы: планирование, организация, мотивация и контроль. 
Управление социальной работой – процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения. 
Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект. Объектами управления являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, взаимоотношения между людьми при оказании социальной помощи. Функция планирования является функцией предварительного управления наряду с прогнозированием. 
Социальное планирование – метод социального управления, суть которого состоит в определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации. 
Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат. 
В социальной работе применяется программно-целевое управление. При этом выделяются две важнейшие подсистемы: управление процессом разработки той или иной программы и управление процессом реализации программы. 
Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленных на достижение конечной цели. Социальные программы – один из видов программ, которые бывают экономическими, производственными, научно-техническими, организационно-управленческими, комплексными. 
Эффективность деятельности социальных служб зависит от типа используемой организационной структуры. Под управлением социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к организационной структуре: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления. 
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. 
Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями. 
Объектом контроля являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы. 
Можно сказать, что все эти функции имеют немаловажное значение для управления социальной работы и исключение одной из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы управления в целом. 
.

Список использованной литературы

 
1. Брасс А. А. Основы менеджмента.  – Минск, 1999. 
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991. 
3. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.  
Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.  
4. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. 
5. Зигерт В.,Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. 
6. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 
7. Кравченко А. И. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000. 
8. Лавриненко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2.  
9. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие /Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.: Владос, 1999. 
10. Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. - М., 1994. 
11. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы: Формы и методы. - М.: Союз, 1993.  
12. Питерс Т., Уотермен В поисках эффективного управления, 1986. 
13. Планкетт Л., Хейль Г. Выработка и принятие решений,1984. 
14. Проблемы современного менеджмента и управления персоналом в социальном учреждении//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – №4. -2001. – с.13-30. 
15. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М.: Социальное здоровье России, 1993. 
16. Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. 
17. Соловьев А.В. Морально-этические проблемы социальной работы // Образование в области социальной работы в России. - М.: МВШСЭН, 1996.  
18. Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Издательство Ереванского Университета, 1995.  
8. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. - М.: Союз, 1998.  
19. Социальный менеджмент: Учебник /Под ред. Д.В. Валового. - М.,1999. 
20. Социальный менеджмент: Учебник /Под ред. С. Д. Ильенковой. - М., 1998. 
21. Старобинский Э. Передача полномочий – один из важнейших принципов менеджмента// Управление персоналом. - №4. – 2000. – с.49-53. 
22. Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 1994. 
23. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: МГСУ, 1994. Ч. 1, 2. 
24. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. - М.: ГАСБУ, 1993. Вып. 1; 1995 Вып. 2. 
25. Теория и методика социальной работы. / Под ред. С.И. Григорьева. - М., 1994 
26. Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл. ред. С.И. Реутов. - Пермь, 1994. 
27. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1,2. - М.; Тула, 1993. 
28. Управление персоналом: Учебник /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М.: Юнити, 1998. 
29. Фатхутдинов Р., Сивкова Л. Принуждение, побуждение, убеждение: новый подход к методам управления//Управление персоналом. - №2. – 1999. – с.32-40. 
30. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. М.: Союз, 1993.  
10. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993–1994. 
31.


Информация о работе Понятие управления в социальной работе