Понятия «общность» и «личность» в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:26, доклад

Описание работы

Личность– системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек – понятие общее, родовое. Индивид – отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как социального существа.

Файлы: 1 файл

общность и личность социология.docx

— 25.03 Кб (Скачать файл)

2.  Понятия «общность» и «личность» в социологии.

Личность– системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек – понятие общее, родовое. Индивид – отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как социального существа.

Общество как  целостная социокультурная система  состоит из множества подсистем  с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная  общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Структура  личности.

В структуре личности можно  выделить биогенные, психогенные и  социогенные компоненты.

Биогенный компонент– физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека.

Психогенный компонент– эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

Социогенный компонент:

а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки;

в) степень овладения культурными  ценностями общества;

г) нравственные нормы, принципы;

д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

Разновидности общностей и характерные черты  массовых общностей.

Значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Социальная  общность – реально существующее, относительно целостное множество индивидов, которое выступает самостоятельным субъектом социального и исторического действия (народность, нация, социальный слой, класс и т. д.);

Групповая общность (социальная группа) – разновидность, подкласс социальной общности и представляет собой определённый тип целостного объединения индивидов, который имеет внутреннюю и внешнюю структуру, характеризуется устойчивостью временных и пространственных границ, относительно высокой стабильностью существования; осуществляет совместную деятельность, устанавливает и регулирует формы межличностного общения; входит в более широкую общность в качестве структурного образования;

Массовая  общность – разновидность, подкласс социальной общности, которая существует наряду с групповой общностью и представляет собой множество индивидов, природа которого носит аморфный, неупорядоченный и случайный характер с неопределённым количественным и качественным составом; это экологические, политические и другие движения, массовые спортивные, фотолюбительские, филателистические и иные общественные объединения;

Территориальная общность – совокупность людей, обладающих единством отношений к определённой территории; это система экономических, коммерческих, технико-технологических, административно-управленческих, социокультурных связей между людьми определённого региона, области, города, села и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все  общности на два наиболее широких  подкласса: массовые и групповые  общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

  1. Представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
  2. Для них характерен ситуативный способ существования;
  3. Им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы;
  4. Вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники  широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Наиболее яркой  формой массовых общностей является толпа. Габриель Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.

Взаимоотношение личности и общества.

В самом общем виде развитие личности можно представить как  процесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:

1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

В результате развития своих  членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена  коллектива, тем более дееспособным является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма  не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели, к общности социальных и производственных интересов. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько  социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным. Высшая цель коллектива – создание условий для раскрытия  индивидуальности и полноценного развития каждого члена группы.

 


Информация о работе Понятия «общность» и «личность» в социологии