Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:30, доклад
В создании социологического портрета современного студента украинские исследователи тесно опираются на наработку отечественных и зарубежных социологов. Среди таких исследований на внимание заслуживают, в первую очередь, достойные результаты, полученные О. Куцом и А. Драчуком в ходе социологических исследований, которые были проведены в течение 1998 - 2001 года в Винницком государственном педагогическом университете. У них взяло участие свыше 500 студентов. В процессе исследований были установлены типологические особенности современного студенчества, которые должны учитываться в учебе, физическом воспитании, культурологической практике, в других видах учебно - воспитательной работы.
Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины
Харьковский национальный
Доклад
По социологии образования
На тему:
«Портрет студента Острожской академии»
Подготовила:
Студентка III курса
Группы СЦ– 35
Леонова Анастасия
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии социологического факультета
Шеремет И.И.
«Студент Острожской академии – диагноз на всю жизнь»
В создании социологического портрета современного студента украинские исследователи тесно опираются на наработку отечественных и зарубежных социологов. Среди таких исследований на внимание заслуживают, в первую очередь, достойные результаты, полученные О. Куцом и А. Драчуком в ходе социологических исследований, которые были проведены в течение 1998 - 2001 года в Винницком государственном педагогическом университете. У них взяло участие свыше 500 студентов [1, 23]. В процессе исследований были установлены типологические особенности современного студенчества, которые должны учитываться в учебе, физическом воспитании, культурологической практике, в других видах учебно - воспитательной работы.
Сравнительная характеристика современного студента Острожской академии со студентом 18 века
Для сравнительной характеристики портретов студента Острожской академии со времен ее основания и современного «спудея» мы также должны использовать методики и способы, которые предлагают разные авторы.
Определить тип личности студентов разными методиками:
По Е.Шпрангеру – «
По Е.Фромму - рецептивный тип личности или же пассивный;
По сути адаптации к условиям общества - модальный или же зависимый от условий;
По амбивалентности - конформно-амбивалентний тип личности;
По характеру - гедонист.
Как отмечают авторы, основной возрастной состав сегодняшней студенческой молодежи 17-23 годы. В этом возрасте юноши и девушки находятся на этапе активного формирования личности и завершения развития организма. Абсолютное большинство (88,5 %) опрошенных студентов Острожской академии не женаты. Вместе с тем, значительная часть (58,4 %% всех мальчиков и 86,4 %% среди девушек) к браку относятся положительно. 36,5% студентов считают, что ребенок в семье необходим и готов воспитывать его. Во время учебы в академии заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах общеобразовательной школы, - целенаправленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, обязанности, любви, верности и тому подобное).
Учась в Острожской академии, студенты участвуют в деятельности таких студенческих организаций, как Общество «Академик», Общество им. Оглоблина, «Братство спудеев», Культурно-художественный центр, «Pro Bono». Для каждой из отмеченных организаций характерна определенная направленность функционирования, что позволяет студенту выбрать сферу заинтересованности, углублять знание из своей специальности, заниматься общественной деятельностью или же развивать творческие способности.
Наиболее важным в жизни студенты учебного заведения считают здоровье родных и близких (92,8%), семейное благополучие (87,7%), настоящих друзей (83,4%), уверенность в себе (82,5%), самореализацию (71,5%), качественное образование (71,0%) и тому подобное. В то же время на первые позиции вышли такие ценности, как уверенность в будущем (68,3%), собственная независимость (57,6%), комфортабельное жилье (55,2%), правдивая информация о событиях в стране и мире (44,7%) [3, 123].
Необходимо отметить, что
одна из особенностей возраста заключается
в осознании своей
Среди 15 жизненных приоритетов на первое место студенты академии выделили здоровье, на второе - любовь, на третье - материальное обеспечение, на четвертое - интересную работу, на пятое - беспокойство о родителях, на шестое - секс, на седьмое - друзей, на восьмое - детей. Следующие места в шкале приоритетов заняли образование, профессионализм, общественное признание, культурный уровень, служение Богу, развитие государства.
Особенно нас интересует
отношение студентов к
Социолого – психологический портрет студента Острожской академии.
Обьектом нашого исследования стал среднестатистический студент факультета международных отношений:
Юрий АВДИЕВСКИЙ, факультет международных отношений
Дата рождения: 6 декабря в 1991 г.
Родился в г. Хмельницком.
Получил музыкальное
Относительно личных психологических черт, типа темперамента, то бесспорно этот человек - холерик. Холерик нетерпелив, и когда увлекается чем - либо, то его трудно остановить. Ожидание выводит его из себя. Неуравновешенность нервных процессов холерика определяет цикличность в изменении его активности и бодрости. Изменение позитивных циклов подъема настроения и энергичности с негативными циклами спада, депрессии обеспечивают разность поведения и самочувствия, повышенную склонность к невротическим срывам и конфликтам. Переменчивость - вот что важно в характере холерика.
Память современного студента
имеет слишком большие
Профессионально-творческие качества: обладание профессией, осведомленность в сфере, где работает студент, любопытство ко всему новому.
Морально-гражданские качества: скромность, честность, доброжелательность. Моральные недостатки: лень (в ней студент сознается сам), нерешительность.
Для современного студента ОА характерные качества, которые отличают его от студентов прошлых лет. Да, современный студент легче адаптируется к сложным жизненным условиям рынка, он более конкурентоспособен, у него появилась большая самостоятельность, требовательность к преподавателю, при этом также он эрудирован, трудолюбив и требовательность к себе. Для сравнения со студентом 18 века используем цитаты из романа А. Чайковского «Сагайдачный», так как герой романа, будущий гетьман был одним из выдающихся выпускников заведения тех времен. Для того, чтобы сравнить современного студента Острожской академии со студентом времен ее основания, представим таблицу(табл.1).
Среди основных ценностных ориентиров, выделеных в таблице можно выделить четыре группы качеств :
1) учеба, наука, профессия;
2) общественно-политическая деятельность;
3) культура(духовность);
4) коллектив(общение).
Таблица 1. Сравнительная характеристика черт студентов Острожской академии разних эпох
Ценностные ориентации |
Современный студент ОА |
Студент времен основания академии |
Обучение, наука |
Современный студент академии считает, что теперь в качестве основного делового показателя выступает образованность человека - насколько глубокими знаниями она владеет. Относительно самой учебы, то учиться также трудно. Рейтинговая система требует от студента старательности и настойчивости. Большое внимание студенты уделяют изучению и знанию иностранных языков. Вообще английский язык - это уже давняя традиционная «фишка» Острога. Чтобы совершенствоваться, студенты нередко пытаются разговаривать на английском между собой в быту. В данном случае, можно отметить желание постоянно усовершенствоваться. Жизненное кредо студента академии : «Всегда идти вперед, открывать что-то новое, исследовать неизвестное, познавать мир». |
Острожская школа считалась тогда центром наук для всей юго-западной Руси. Студент Острожской академии 18 столетия очень ответственно относился к учебе. Изучали славянский и греческий языки, а также латынь и так называемые «семь свободных наук» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музіка. Последние разделялись на тривиум, который состоял из грамматики, риторики и диалектики (искусства диспута), и на квадриум, куда входили арифметика, геометрия, астрономия, музыка. «Школа приковывала их так, что не могли от нее оторваться. Целым их наслаждением были те признания учителей, те школьные и княжеские награды, которые им целый год доставались». («Сагайдачный»). Предметы изучались учитывая конкретную историческую ситуацию. |
Общественно – политическая деятельность |
Ученые указывают на немного сниженную активность студентов в общественно - политических движениях, но большинство студентов ОА на сегодня являются достаточно активными участниками общественных организаций. (Да, студент, которого мы взяли в пример является участником международной организации «Международная амнистия». Активность современного студента направлена на изменение окружающей действительности в соответствии с его собственными потребностями, взглядами и интересами. Студент политически сознателен, понимает, что нужно изменить, что в правительстве должны быть люди, которые сформировались в других условиях, - условиях этапа перехода от плановой экономики к рыночной. Студент ОА совсем по-другому смотрит на мир и на роль Украины в мире. Считает, что надо сделать все, чтобы мы смогли заявить о себе не только в Европе, но и в мире. |
Студент Острожской академии бесспорно интересовался политикой и общественной жизнью. Об этом свидетельствуют факты, что выпускниками академии были известны политические и общественные деятели (П. Сагайдачный, Иов Борецкий и др.). |
Культура (духовность) |
Большинство сдутентов академии являются общеразвитыми личностями, душевно гармоничными. Студент академии считает, что нельзя говорить одно, а делать другое. Всегда хочет лучшего, всегда совершенствуется и является открытым к новым идеям извне, открытым к новому опыту, воспринимать каждый шанс что-то сделать. Осознает свои плюсы и минусы и никогда не говорит открыто о своих минусах и минусах своего государства, в котором живет. С самого начала студент академии не претендует, а является элитой. Высокообразованная, интеллигентная, с соответствующим воспитанием личность, которая знает свое место в жизни, - это будущий выпускник академии. Он начинает с меньшего и растет. Он разумно продумывает путь в будущее. Вообще, студент Острога считает себя элитой и во всем стремится быть на уровне настоящей элиты. |
Духовность в заведении была на достаточно высоком уровне еще в 18 веке. Студент знал, что такое культура, участвовал в театральных представлениях, культурных мероприятиях. Кроме того, студент изучал предметы искусства, потому был хорошо развит эстетически. Студент ОА того времени - в будущем преимущественно был выдающийся культурный деятель, писатель или полемист. В центре мировоззрения студента - человек, его самоценность, поднесение роли индивидуальных черт самого себя. |
Коллектив (общение) |
Студент академии называет свое учебное заведение семьей, не просто общается с друзьями по поводу учебы, а также общение происходит в разных творческих и спортивных организациях, которые действуют в пределах университета. «Даже когда ты вдалеке от академии, такое ощущение, что тебя оторвали от дома и перенесли в другую такую же семью. У нас нет иерархии «студент – преподаватели» (Юрий Авдиевский, студент Вуза). |
Не принимая во внимание строгую дисциплину в заведении, к сожалению, многие студенты переживали процесс учебы трудно, боялись быть наказанными. Поэтому, многие из них скучали по дому, родителям, некоторые даже мечтали о побеге из заведения. В общении с собратьями студет выделялся высокой культурой общения. Студентам в значительной степени было присуще чувство уважения к опытным и старшим по возрасту людям. «Например, когда сам князь, который возглавлял бурсу, предложил Марку биться на саблях, парень деликатно отказался. Этим Марко заслужил уважение пожилого человека: «Красиво, сынку, что ты умеешь уважать и возраст мой, и состояние.». (Роман «Сагайдачный») Дружеские отношения между студентами проявлялись во времяпровождении свободного вместе. «После обеда ребята выходили на бурсову площадь, где они забавлялись и заводили разные молодецкие игрушки. Скакали через шнурок, бегали, бросались мячом, метали копьями деревянными или стреляли с лугов в цель». (Роман «Сагайдачный») «Побег студентов из школы при конце шестнадцатого возраста не был чем-то необычным. Какой убегал перед наказанием, который потому, что учиться наскучило, какой опять тому, чтобы зажить славы на Запорожье» (там же) |
По результатам таблицы мы видим, что студенты из разных эпох имеют как общие, так и разные черты. Но, единым является то, что в будущем, выпускник академии – это развитая в разных направлениях личность, грамотная, интересующаяся социальными вопросами, политикой и спортом. Это культурная и душевно богатая личность. Мы считаем, что различия между ними – это результат разных социально – политических ситуаций в разные столетия.
Среди других ярких качеств современного студента исследователи выделяют рационализм и дипломатичность. Сегодняшний студент не вступает в конфликты с администрацией ВУЗА, города, страны. Есть выраженная направленность на решение всех проблем мирным путем Преобладает доверие между студентом и преподавательским составом. Принципиальности, как видим, нет среди позитивных черт современного студента.
Кроме этого, у студентов воспитывается дух патриотизма относительно их учебного заведения. Сначала студента Острожской академии полгода знакомят с архитектурными и историческими достопримечательностями. Первые курсы любой специальности обязательно слушают курсы истории Острожской академии.
Социальный портрет студентов
в большей степени дополняет
их отношение к религии и
Это отношение должно быть осмысленным и найти свое отражение в работе со студентами в процессе воспитания, как это делают в странах, где религия играет важную роль в формировании личности молодых людей. Студент Острожской академии в 18 веке обычно был очень религиозным. Ведь преподавателями часто были священники, важной памяткой была иллюстрированная Библия, выданная в академии на славянском языке. Студенты изучали церковное пение.
Отношение студентов к военной службе определилось в ответах на вопрос: «необходима ли военная служба в Украине»?. 10,6% опрошенных ответили, что она не нужна, 14,5% опрошенных ответили, что безусловно нужна и является обязанностью каждого. 74,8% респондентов считают, что она необходима, но только на профессиональной основе.
Военному делу в академии 18 века предоставляли незаурядное значение. Поэтому, студенты хорошо знали военное дело, овладевали боевым мастерством, были настоящими воинами.
«Во время знакомства со школьными товарищами Павел и Марк продемонстрировали большие успехи во владении оружием. Марко лучше других бился на саблях. На глазах удивленных подростков он получил звание лучшего. Петр же ошеломил всех искуссной стрельбой из лука. Сначала он попал нарисованному турку в нос, потом в глаз и наконец в зубы. Захваченные ребята не могли ничего сказать, но Северин Наливайко, наблюдая соревнование, сказал, что таких художников разве что на Запорожье искать. Этим боевым мастерством овладевали ребята не ради дружественных соревнований». Андрей Чайковский подчеркивает, что у Петра и Марка из самого детства были развитые чувства почета и любви к родной Украине. Именно «ради спокойствия ее границ ребята трудились, шлифуя свое боевое мастерство». (из романа «Сагайдачный»).