Потребительское поведение определяется стремлением индивида к максимизации собственной полезности или диктуется особенностями его соци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:10, сочинение

Описание работы

В данной работе будет сделана попытка рассмотреть обе точки зрения, касательно того, руководствуется ли индивид лишь собственными потребностями или его выбор диктуется определенными социальными причинами.
В первой части эссе будут приведены аргументы в пользу экономической точки зрения, то есть объяснено, почему человек стремится вести себя рационально, то есть эгоистично.
Вторая часть эссе касается рассмотрения вопроса о том, что человек – биосоциальное существо, то есть ему свойственны чувства и переживания, которые порой влияют на его рациональность в потребительском поведении.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 9
Литература 10

Файлы: 1 файл

эссе.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Эссе

по дисциплине «Экономическая социология»

 

на тему

«Потребительское поведение определяется стремлением индивида к максимизации собственной полезности или диктуется особенностями его социального положения?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

Введение

Каждый индивид  регулярно сталкивается с проблемой  выбора, а именно с тем, что и  в каком количестве ему надо потребить. Это касается продовольственных товаров, продуктов питания, одежды, услуг и т.д. С разных точек зрения эту проблему пытаются решить экономисты и социологи.

С экономической  точки зрения согласно В.И. Верховину  потребительское поведение направлено на извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворить многочисленные потребности.1 Социологи же утверждают, что выбор индивида зависит не только от наличия располагаемых им ресурсов, но и от различных внешних причин, таких как положение в обществе, общественные связи, моральные устои и многое другое.

В данной работе будет сделана попытка рассмотреть  обе точки зрения, касательно того, руководствуется ли индивид лишь собственными потребностями или  его выбор диктуется определенными  социальными причинами.

В первой части  эссе будут приведены аргументы  в пользу экономической точки  зрения, то есть объяснено, почему человек  стремится вести себя рационально, то есть эгоистично.

Вторая часть  эссе касается рассмотрения вопроса  о том, что человек – биосоциальное существо, то есть ему свойственны чувства и переживания, которые порой влияют на его рациональность в потребительском поведении.

К понятийному  аппарату относится следующее:

- благо – то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребности;

- индивид –  человек как отдельная личность;

- полезность  – то, что приносит пользу.

Все определения  взяты из толкового словаря Ожегова.

Основная часть

Часть 1. Экономическое обоснование особенностей потребительского поведения.

Когда мы говорим  об индивиде как о homo economicus, то есть человек экономический, мы подразумеваем, что ему свойственны четыре основные черты:

  1. Он рационален в выборе, т.е. стремится максимизировать полезность от потребления благ.
  2. Он эгоистичен, т.е. его решения не определяются интересами других индивидов. Его выбор зависит лишь от собственных предпочтений.
  3. Он компетентен или информирован. Он хорошо осведомлен о своих потребностях и прекрасно знает средства их удовлетворения.
  4. Он независим, т.е. принимает полностью независимые решения.

Объяснительные  и описательные схемы моделей экономического поведения есть у многих экономистов разных школ и направлений. К ним относятся Сэй, Рикардо, Кейнс, Маркс. Однако в большинстве своем они фрагментарны,  дискретны и используются для построения и иллюстрации отдельных гипотез и концепций. Родоначальником подобных идей считается А. Смит (1723-1790). Человек в его труде «Богатство народов» - это автономный индивид, движимый двумя природными мотивами, - своекорыстным интересом и склонностью к обмену.2

В данной части  работы будут приведены аргументы  в пользу того, что потребительское  поведение человека основывается именно на этих четырех пунктах. Здесь будет  рассматриваться лишь личное потребление  индивидом товаров и услуг. А  значит ни о социальных связях, ни об альтруистических посылках речь не пойдет.

Когда человек  делает выбор о том, что ему  потребить, он прежде всего смотрит  на свои желания и предпочтения, основываясь на вкусах. Если человек  голоден, он стремится удовлетворить  потребность в еде, покупая себе пищу. Но если рыба вызывает у него отвращение, а потребление мяса доставляет ему удовольствие, он выберет второе. Этим можно обосновать свойство эгоистичности экономического человека.

Во-вторых, у  индивида есть доступное ему количество денег. В экономике такое свойство называется бюджетным ограничением, то есть тот запас бюджетных средств, которым располагает индивид и который он готов потратить на удовлетворение своих нужд. При выборе нужного ему блага, он смотреть не только на его основные качества и характеристики, но и опирается на наличие собственных средств. Отсюда и возникает известная формулировка «цена-качество», то есть выбор максимально качественного товара или услуги по минимально возможной цене, которую индивид готов заплатить. Это и есть рациональность в потреблении, умении грамотно распределить свой доход с получением максимальной полезности.

При выборе блага, которое индивид хочет потребить, он старается изучить весь рынок  предлагаемых товаров и в соответствии с этим уже определиться. Здесь можно говорить об информированности и компетентности в вопросе потребления. Разумеется, это в большей степени касается приобретения не повседневных товаров и услуг, таких как молоко, хлеб, бытовая химия или пресса. Хотя в данном случае мы тоже можем быть хорошо осведомлены о товаре, производителе, цене и т.д. Например, скорее всего, покупая молоко, вы выбираете одну и ту же марку, потому что уверены в его качестве, полезных свойствах и устраивающей вас цене. Или вы знаете, что в этом магазине продается ваш любимый хлеб, а в соседнем нет, поэтому выбор о том, в какой магазин зайти, не стоит. Речь идет о благах длительного пользования, то есть о товарах и услугах, которые будут приносить полезность определенное количество времени. К ним относятся автомобили, крупная бытовая техника, квартиры (хотя рынок недвижимости несколько специфичен и его рассматривать достаточно сложно в рамках данной тематики) и многое другое. Данное свойство экономического человека хотелось бы рассмотреть на примере работы Аккерлофа «Рынок лимонов». В Америке «рынком лимонов» называют рынок подержанных автомобилей. Так вот у индивида есть выбор приобрести новый автомобиль или подержанный за более низкую цену, но не всегда хорошего качества. То есть в данном случае есть вероятность покупки «кота в мешке». Так вот американцы тщательно изучают рынок прежде, чем сделать окончательный выбор. Подобный подход позволяет ответственно отнестись к выбору авто и отсеять неподходящие варианты.

Что касается последнего пункта, то если индивид выбирает благо для личного пользования, то прежде всего он будет руководствоваться личными предпочтениями, не зависимо от того, чего хочет, например, его жена или его дети, друзья. Безусловно, есть место совету, но это можно отнести к пункту выше, то есть к информированию о рынке нужного товара или услуги. Таким образом, потребление основано на индивидуальном, независимом решении.

 

 

 

 Часть 2. Социальное обоснование особенностей потребительского поведения.

В данной части  эссе мы перейдем к рассмотрению социальных особенностей поведения в выборе товаров и услуг. Наравне с экономистами, социологи так же подробно стремятся изучить данный вопрос. Исследование потребительского поведения наблюдается в работах П. Бурдье, Т. Веблена, П. Корригана и многих других современных социологов. К отечественным исследователям, касавшимся этой тематики, прежде всего относится Н. Кондратьев, разработавший целую социологическую концепцию потребительского поведения.

Первым и, наверное, самым весомым аргументом в пользу того, что потребление зависит от социальных причин, является то, что выбор в пользу того или иного блага зависит во многом от положения человека в обществе, то есть от его социального статуса. Этот аргумент включает себя несколько «подаргументов». Так, социальное положение человека определяют:

- материальное положение;

- ожидаемые от него  нормы поведения;

- личные моральные устои  и принципы;

- воспитание и уровень  образования.

Социальный  статус подразумевает определенную культуру поведения, а значит и определенные привычки в потреблении. То есть простой  рабочий или человек из низших слоев общества склонен к экономии и это отражается в выборе товаров  и услуг, необходимых ему. В еде он будет ограничен дешевыми продуктами, в основном более сытными и жирными, но не обладающими полезными или диетическими свойствами. В одежде такой индивид предпочитает удобный и комфортный стиль. Он выбирает недорогие автомобили, непредставительского класса, чаще семейные. Напротив, человек, занимающий высокий пост, будет предпочитать качественную полезную пищу, свежие овощи, диетические продукты, т.к. он может себе это позволить. В одежде он отдает предпочтение стилю и дороговизне, оперируя своим положением и стремлением выглядеть солидно. Он делает выбор в пользу дорогих комфортабельных автомобилей.

Влияние социального  статуса и положения человека в обществе описывает Бурдье в  работе «Различение: социальная критика суждения». Он разделяет материальное потребление от культурного. Он утверждает, что разнорабочие, выходцы из крестьянских семей, мелкие служащие, люди с низким достатком больше потребляют материальных благ и меньше культурных. Их основная цель – удовлетворить первичные потребности, прежде всего в еде и безопасном существовании. Такие люди неприхотливы в еде, они употребляют больше жирной пищи, свинину, хлеб, недорогие крупы, картофель. Чаще всего их бюджет распределен так, что на удовлетворение моральных ценностей не остается средств, то есть они не посещают театры, музее и различные просвещающие заведения. Однако, это совсем не подразумевает, что такие люди имеют «дикарское» воспитание и низкие моральные ценности. В свою очередь представители либеральных профессий с престижным высшим образованием, благородного происхождения, с высоким заработком больше потребляют культурных благ и меньше материальных. Их круг потребностей расширяется стремлением к духовному потреблению. Нежели телесному. Они заботятся о внешнем виде. Поэтому ограничивают себя в жирной пище, могут позволить себе диетические продукты, богатые витаминами. В их рацион входят телятина, свежие овощи и фрукты, дорогой алкоголь. Они распределяют свои средства с учетом удовлетворения культурных потребностей, посещают театры, выставки.

Бурдье так же замечает, что все, что мы потребляем определяется нашим вкусом. В свою очередь вкус присваевается нам в зависимости от нашего происхождения, то есть имеет социальную основу. «Вкус – это то, благодаря чему мы имеем то, что любим, потому что любим то, что имеем, иными словами, это те свойства, которые приданы нам de facto в распределениях и приписаны нам de jure в классификациях».3 Он выделяет два понятия – «вкус от роскоши» и «вкус от нужды». Оба определяются наличием экономического и культурного капитала, то есть определяет потребление индивидом опять-таки от его социального статуса и происхождения. Первый подразумевает потребление ради удобства, стремления к роскоши. Второй свойственен индивидам с выраженным желанием и необходимостью к выживанию в данной среде.

Ирландский  социолог, доктор наук П. Корриган акцент делает на то, что социальный статус заставляет потреблять те или иные блага. Он приводит пример, что в Англии в XVIII веке человек выражал одеждой свое положение в обществе. Если ты знатного рода, то ты обязан показывать это своей одеждой. Манерой разговаривать, своими вкусовыми предпочтениями. Так же считалось вульгарным, если простой рабочий или крестьянин будет выглядеть не подобающим ему образом, надев, например, дорогой костюм, или пользуясь услугами конного транспорта.

Веблен рассматривает  развитие культуры потребления с  ранних времен, употребляя термин «демонстративное потребление». Здесь наблюдается  пересечение с работой Корригана, т.к. Веблен так же отмечает предписываемые нормы потребления для различных классов. Он говорит о том, что в каждом слое общества есть определенные черты в потреблении благ, отличающие и позволяющие дистанцировать их друг от друга. В качестве примера хочется рассмотреть его рассуждения на тему алкоголизма и наркозависимости в прошлые времена (век не уточняется). Алкоголь и наркотики потреблялись в основном «праздными классами», т.к. были товарами роскоши и дорого стоили, за исключением стран где они были достаточно дешевыми. Поэтому алкоголизм и пьянство считались признаками тех, кто в состоянии позволить себе их употребление. То есть эти вредные привычки, а ныне и злободневные проблемы многих государств, считались в некоторой степени почетными. Определяющими высокое социальное положение индивида.

Однако далеко не только социальный статус является основополагающим в поведенческом потреблении. Человеку свойственны социальные отношения и влияние близких людей. В предыдущей части говорилось, что личное потребление может зависить от мнения посторонних людей, но лишь в контексте получения дополнительно информации и о благе. Зачастую индивид стремится удовлетворить свои полезности, не жертвуя интересами своих близких или знакомых во избежание конфликтов. Порой он просто вынужден отказаться от потребления блага, так как это может вызвать негативную реакцию и других людей. В какой-то степени это можно назвать по-экономически внешним эффектом – экстерналией. Допустим, если индивид купил стерео-систему, чтобы слушать любимую музыку в хорошем качестве. Но сосед снизу не слишком одобряет эту идею, потому что громкая музыка мешает ему читать книги. У соседей на этой почве может возникнуть конфликт, и обладатель стерео-системы не только не получит ожидаемого удовольствия от прослушивания музыки, но и рискует обзавестись проблемами, испортить отношения с соседом, да и вообще может лишиться возможности проводить время за своим любимым музыкальным занятием.

Помимо сказанного выше, хочется добавить, что человеку свойственно такое понятие как  альтруизм, то есть бескорыстная помощь другому человеку. Это так же может оказать влияние на выбор в потреблении блага. Стремление оказать кому-то помощь может стать причиной отказа от получения полезности от какого-то блага ради удовлетворения потребности другого человека.

Заключение

Проанализировав все за и против, можно сделать вывод о том, что человеку присущи и экономические черты поведения, и социальные посылки при потреблении. Однако стоит заметить, что каждый человек имеет свои особенности. Одному свойственно эгоистичное поведение, основанное лишь на собственных предпосылках. Другой заботится о близких и лучше чувствует себя, когда помогает людям в различных аспектах. Хотя, в рамках другой темы это тоже можно рассмотреть как удовлетворение собственной потребности, если полезность от потребления блага ниже, чем полезность от оказания помощи.

Экономические принципы помогают составлять модели и описывать обобщенные ситуации, разрабатывая различные методики. Социология же направлена на изучение индивидуальных особенностей, учитывая личностные качества и социальную основу человеческого поведения.

Ни тот, ни другой подход нельзя назвать правильным или  неправильным. Обе методики обладают сильными и слабыми сторонами.

Литература

  1. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48.
  2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. Глава "Демонстративное потребление".
  3. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. – М., 1994.
  4. Гловели Г.Д. История экономических учений. – М.: Изд. дом «Юрайт», 2011.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Изд. дом «Оникс», 2008.
  6. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
  7. Corrigan P. The Sociology of Consumption. – London.: Thousand oaks, 1997.

1Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. С. 124.

2 Гловели Г.Д. История экономических учений. С. 253-254.

3 Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3, С. 30


Информация о работе Потребительское поведение определяется стремлением индивида к максимизации собственной полезности или диктуется особенностями его соци