Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:33, реферат
Личность является объектом изучения многих гуманитарных дисциплин - философии, психологии, антропологии, социологии и др.
В социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества. Особое внимание в социологии личности уделяется исследованием взаимосвязей параметров социальных структур и личностных качеств людей в соответствующих социальных группах. Без исследования системы личности, без изучения процессов, охватывающих повседневные межличностные отношения, невозможно понять социальные процессы, которые управляют сложными структурами общества.
1.Введение................................................................................................................3
2.Потребность и ее виды.........................................................................................4
3.Интерес..................................................................................................................6
4.Классификация интересов. Объективный и осознанный интерес.................7
5.Товар как разновидность интереса.....................................................................9
6.Пирамида потребностей по А.Маслоу.............................................................10
7.Диаграмма иерархии человеческих потребностей по А.Маслоу................12
8.Категории потребностей....................................................................................13
9.Заключение.........................................................................................................14
10.Библиографический список.............................................................................15
Оглавление
1.Введение....................
2.Потребность и ее виды.......
3.Интерес.....................
4.Классификация интересов.
Объективный и осознанный
5.Товар как разновидность
интереса......................
6.Пирамида потребностей
по А.Маслоу...................
7.Диаграмма иерархии
8.Категории потребностей......
9.Заключение..................
10.Библиографический список...
Введение
Основным элементом общества, любой формы социальности является человек. Поскольку личность является продуктом социума, то особое место среди социально-психологических дисциплин занимает социология личности.
Социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как объект и субъект социальных отношений через призму общественно-исторического прогресса, ценностных общественных систем, взаимосвязей в личности и социальных совместно.
Объектом данной отрасли является социальный субъект, в том числе человек и личность, а предметом - социальная сущность человека и законы становления и изменений личности в процессе жизни
Личность является объектом изучения многих гуманитарных дисциплин - философии, психологии, антропологии, социологии и др.
В социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества. Особое внимание в социологии личности уделяется исследованием взаимосвязей параметров социальных структур и личностных качеств людей в соответствующих социальных группах. Без исследования системы личности, без изучения процессов, охватывающих повседневные межличностные отношения, невозможно понять социальные процессы, которые управляют сложными структурами обществомств.
1 Потребность и ее виды
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация. Потребности индивида бывают нескольких видов. Имеется немало их классификаций. Поскольку в данном случае детали ее не важны, то я ограничусь самой грубой.
1.2 Неудовлетворенная потребность
Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.
Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, что тесно связано с уровнем медицинской культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).
Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает синтетическая осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще. Таким образом, осознание природной потребности является по своей природе социальной конструкцией, несущей не себе отпечаток культуры данного общества.
1.3 Статусная потребность
Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д. Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует моему положению» и т.д.
Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Так, многие виды деятельности требуют переработки большого количества информации, что порождает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди которых сейчас ключевое место занимает персональный компьютер. Потребность в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом, для обслуживания которого необходим компьютер. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней. Так, если индивид попал в среду хакеров, компьютерных фанатов, то влиться в нее, не имея компьютера, он не сможет. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.
2 Интерес
С категорией потребности тесно
связана категория интереса. В самом общем
виде интерес определяют как “реальную
причину социальных действий, событий,
свершений, стоящую за непосредственными
побуждениями – мотивами, помыслами, идеями
и т.д. – участвующих в этих действиях
индивидов, социальных групп, классов”
(Здравомыслов 1983: 213). Однако для конструктивистско-
Социальные интересы – это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Интерес возникает тогда, когда человек начинает ощущать полезность для себя объекта заинтересованности. Причем интерес может быть разным: интерес к познанию, интерес к определенному человеку, экономический интерес. Испытывая интерес к кому-либо или чему-либо, человек стремится вовлечь объект заинтересованности в свою личную вселенную: осмыслить, пропустить через свой опыт и имеющиеся знания. Если речь идет о живом существе, то заинтересованный в нем человек постарается включить его в свое ближайшее окружение; если же – о чем-либо неодушевленном (вещи или идеи, ценности и т.д.), то увлеченный в нем постарается извлечь из него экономическую или духовную пользу. Например, хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек подсчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая, прежде всего, два фактора: полезность получаемого блага относительно масштаба издержек необходимых для его получения и настоятельность своей потребности в нем.
2.1 Классификации интересов
по их носителю:
по направленности:
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
2.2 Объективный интерес
Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.
Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов. Поэтому социальная дифференциация проявляется не только в разном уровне доходов, разных условиях труда и отдыха, разном уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, но и в различении интересов. То, что выгодно одной статусной позиции, может быть губительно для другой. Поэтому категория интереса - это мостик, позволяющий перейти от изучения социальной структуры к пониманию поведения членов социальных групп.
Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. В городе масса магазинов и есть объективно оптимальный путь к самому качественному и дешевому товару. Есть много способов (особенно в развитых рыночных странах) совершения покупки, но среди них есть какой-то объективно оптимальный в данной ситуации.
2.3 Осознанный интерес
Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека. Где-то в городе есть искомый товар наилучшего качества и по самой низкой цене, но я рынок не изучал и в качествах товаров разбираюсь слабо. Поэтому у меня есть представление о том, где лучше всего купить нужную вещь. Это представление, основывающееся на моем ограниченном опыте и еще более ограниченных знаниях товаров, и является осознанным интересом.
Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Например, курильщики в большинстве своем осознают, что курение вредит их здоровье, а в более зрелом возрасте часто характеризуют свою привычку как глупость, но справиться с ней они не в состоянии, поэтому, осознавая свой интерес, они в то же время поступают ему вопреки.
3 Товар как разновидность интереса
Товар - это разновидность интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к ней. Есть товар как объективно оптимальный способ удовлетворения потребности и товар, который кажется покупателю таковым. Покупается не самый оптимальный товар, а тот, который кажется таковым покупателю.
Например, мой организм испытывает чувство голода. Это объективная потребность. Я ее осознаю и формулирую вывод: “Мне хочется есть”. Далее идет выход на уровень интереса: как удовлетворить уже осознанную потребность? Съесть кусок хлеба? Сходить в ресторан или купить бутерброд? Или вообще потерпеть до дома? Я делаю выбор интереса, основываясь на своих представлениях о полезном и вредном, на своем отношении к проблеме здоровья, исходя из своего волевого потенциала. Интерес имеет несколько уровней: осознав, какой товар мне нужен для удовлетворения потребности, человек ищет оптимальный путь к этому товару.
Товар превращается в интерес, когда он обладает потребительной стоиостью, то есть способностью удовлетворять ту или иную потребность. Иначе говоря, товар воспринимается людьми как имеющий стоимость лишь при условии его полезности. При этом полезность не является объективной характеристикой товара. Если товар Х обладает массой возможностей удовлетворять потребности людей, но они этого не знают, то он в их глазах не является носителем потребительной стоимости и, таким образом, не вызывает желания приобрести. Потребительная стоимость, которая закрыты от глаз потенциальных потребителей, не является таковой, не выступает как факт рыночного обмена. Полезность, о которой не знает потребитель, на рынке не существует.