Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:14, контрольная работа
Изучение и осмысление исторического опыта социальной помощи инвалидов, в том числе в период 1941-1945 гг., приобретает ныне особую актуальность. Жизнь в те годы заставила советское государство разработать механизм реабилитации инвалидов войны. Фактически он стал одной из составных частей социальной политики правительства. Изучение комплексного метода социальной помощи инвалидов позволит дополнить общую картину социальной политики советского государства в период войны, пролить новый свет на диалектику общего и особенного в процессе социальной реабилитации инвалидов войны.
Введение 3
1. Организация социальной помощи инвалидам в период ВОВ в тылу 4
2. Меры социальной помощи инвалидам ВОВ в тылу 7
Заключение 12
Список литературы 13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧеЛГУ»)
Экономический факультет
Кафедра Социальная работа
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История социальной работы»
по теме «Практика организации социальной помощи инвалидам ВОВ в тылу»
Челябинск – 2013
Содержание
Введение
1. Организация социальной помощи инвалидам в период ВОВ в тылу 4
2. Меры социальной помощи инвалидам ВОВ в тылу 7
Заключение
Список литературы
Введение
Изучение и осмысление исторического опыта социальной помощи инвалидов, в том числе в период 1941-1945 гг., приобретает ныне особую актуальность. Жизнь в те годы заставила советское государство разработать механизм реабилитации инвалидов войны. Фактически он стал одной из составных частей социальной политики правительства. Изучение комплексного метода социальной помощи инвалидов позволит дополнить общую картину социальной политики советского государства в период войны, пролить новый свет на диалектику общего и особенного в процессе социальной реабилитации инвалидов войны.
Война обернулась громадными людскими потерями, в том числе ранеными и инвалидами. В госпиталях России лечилось 80,5% раненых и больных фронтовиков. Небывалое количество инвалидов потребовало принципиально нового решения проблемы их социального обеспечения. В годы войны понятие социального обеспечения было значительно уже, чем сейчас. Оно включало предоставление пенсий и пособий гражданам за свой труд, в случае призыва кормильца в действующую армию или в случае его потери. Определенная часть нетрудоспособных находилась на социальном обслуживании в домах престарелых или инвалидов. Финансирование этих мероприятий проходило за счет государственного бюджета и профсоюзов. Значительное увеличение инвалидов в 1941-1945 гг. из числа лиц молодого возраста потребовало от государства не только увеличения объемов финансирования на выплату пенсий и пособий, расширения сети специальных домов-интернатов на их содержание, но и осуществления мероприятий по оказанию им всесторонней помощи и поддержки. По сути, в годы войны зарождалось и формировалось понимание социальной реабилитации инвалидов войны.
1.Организация социальной помощи инвалидам в период ВОВ в тылу
Профессиональная реабилитация инвалидов войны и труда, возвращение их к трудовой деятельности, имело большое значение в деле мобилизации людских резервов для промышленности и сельского хозяйства. В этой связи, основной задачей врачебно-трудовой экспертизы в отношении инвалидов Великой Отечественной войны и труда должно было быть правильная ориентация их на возвращение в рабочую семью. Это требовало особо вдумчивого и квалифицированного подхода со стороны врачей, социальных работников, партийных и профсоюзных организаций.
Экспертиза трудоспособности инвалидов ратного и гражданского труда являлась политически важной задачей. Правильное экспертное решение в значительной степени предопределяет будущее жизненное устройство пострадавшего защитника Родины - инвалида Великой Отечественной войны и труда. Особенно это касается лиц молодого возраста.
Наряду с получением пенсий другим видом улучшения материального обеспечения инвалидов являлось его трудовое устройство. В стране для этого были созданы широкие возможности применения труда. На многих фабриках и заводах промышленности, на предприятиях кооперации инвалидов и в сельском хозяйстве инвалиды работали в условиях, соответствующих состоянию их здоровья, и с достаточной эффективностью для народного хозяйства.
Правительство утверждало для областей и отраслей народного хозяйства план по трудоустройству. Архивные документы подтверждают тот факт, что плановые задания по этому вопросу на местах не всегда выполнялись. На производстве иногда не создавались необходимые условия, а материальное снабжение трудящихся инвалидов порой оставалось хуже, чем у неработающих.
К 1943 году в нашей стране сложилась система профессиональной реабилитации инвалидов войны. Тогда этот термин не употреблялся, но суть проблемы была очерчена и известна медицинским и социальным работникам. Она входила важнейшей составляющей частью в социальную реабилитацию фронтовиков, которая включала в себя лечение, протезирование, экспертизу трудоспособности, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов войны. Постепенно это понятие наполнялось все новым содержанием.
По состоянию на 1 января 1945 года в РСФСР было трудоустроено 94,3% инвалидов III группы и 54,2% инвалидов II группы. Но, как показал опыт работы райгорсобесов, в вопросе приспособления к труду инвалидов II группы имелось много недостатков. Оно шло за счет выздоравливающей категории инвалидов, не затрагивая инвалидов войны и труда с тяжелыми дефектами или инвалидов, у которых группа инвалидности являлась уже стабильной.
История нашего государства сегодня дает возможность современному обществу на основе знания исторического прошлого объективно и с критической точки зрения оценить и осознать свое место в мировом процессе развития человечества, на общеисторическом фоне точнее выявлять проблемы, трудности, достижения и перспективы.
Опыт и практика социальной политики занимали важное место в жизни Российского государства, хотя роль и содержание ее на различных этапах развития российской истории не раз менялись. Обращение к ней в настоящее время, особенно к ее таким аспектам, как социальная защита и реабилитация инвалидов войны и труда может глубже осознать наше настоящее, преодолеть трудности, социально-экономическую неустроенность.
В настоящее время обозначились качественные сдвиги в исследовании проблемы социальной политики государства, открылся простор для широкого научного поиска, отвечающий требованиям времени, что характеризует более смелый подход в современной историографии.
Проблема интересовала не только историков, но и все общество. Предшествующими исследователями проделана значительная работа. Ее историография отличается социальной многоаспектностью историографических фактов и источников. Историография прошла в своем развитии разные периоды и претерпела качественные изменения. При этом менялись концептуальные подходы, совершенствовалась методология исследований, расширялось научно-исследовательское пространство, продолжалось формирование архивных фондов, новых важнейших источниковедческих пластов и направлений исторического знания, обновлялись поколения исследователей.
Многогранная тема «Политика государства в области социального обеспечения и реабилитации инвалидов войны и труда в период 1941-1945 гг.» по своему познавательному содержанию выходит на многие проблемы истории России представленного периода: общеисторического, социологического, мировоззренческого, социокультурного характера.
Из анализа литературы можно сделать вывод о том, что в данном научно-исследовательском контексте выбранная проблема рассматривается впервые. Состояние ее научной разработанности позволяет поставить вопрос о необходимости ее дальнейшего изучения.
2.Меры социальной помощи инвалидам ВОВ в тылу
К началу 40-х годов система социального обеспечения (с принятием Конституции 1936 года) перестраивается, как перестраивается и вся структура и работа органов государственной власти и управления в СССР. Функции назначения пенсий передавались из профсоюзных организаций в органы социального обеспечения, которые отвечали помимо всего и за трудоустройство, протезирование и материально-бытовое обслуживание неработающих пенсионеров. В связи с меняющейся обстановкой правительство дважды в ходе войны уточняло полномочия НКСО РСФСР, структуру и функции центральных и местных органов социального обеспечения.
Значительно повысилась роль работников отделов социального обеспечения. Формами государственной помощи стали пенсии и пособия, целевые фонды продовольственных и промышленных товаров, льготы в обеспечении жильем, огородными участками, топливом, специализированное медицинское обслуживание. За 1941-1945 гг. выплаты на социальное обеспечение выросли на 466,2%. Вместе с тем война привела к высокой текучести кадров, что отрицательно влияло на качество работы органов социального обеспечения. Отсутствие опыта не позволяло решать вопросы деятельности системы социального обеспечения в полном объеме. За годы войны качественный потенциал работников социального обеспечения практически не вырос из-за постоянной сменяемости кадров (регулярный отток на фронт, перевод на другие участки работы).
Ситуация с кадрами в лучшую сторону постепенно стала меняется с 1943 года, когда были увеличены штаты и повышена заработная плата. Реорганизации положительно сказались на работе системы социального обеспечения России.
Необходимо отметить, что материально-финансовая база, на которую могли опереться государственные структуры, была слаба. Значительную долю социальной помощи инвалидам войны составляли негосударственные формы. Привлекались ресурсы колхозов, общественных организаций, активно были мобилизованы средства населения. Но, несмотря на все эти меры, инвалиды войны и труда в основной массе оставались одной из наименее социально защищенных групп населения.
В ходе войны руководящие государственные органы поставили перед медицинскими работниками главную задачу — сохранить жизнь пострадавшим воинам, вернуть их к активной деятельности. На местах развернули громадную сеть госпитальных учреждений, которые превратились в высокофункциональные учреждения.
Война потребовала создания впервые в нашей истории специализированных госпиталей, что и обеспечило подготовку квалифицированных медицинских работников, разработку учеными научно-исследовательских учреждений, современных методик лечения больных и раненых фронтовиков, их быстрое освоение и применение. Все это позволило добиться значительных результатов и вернуть к активной жизнедеятельности основную массу фронтовиков.
К середине 1943 г. в гражданской медицине стала складываться система диспансерного наблюдения и лечения инвалидов войны. Возник непрерывный процесс медицинской реабилитации фронтовиков, позволивший полностью или частично восстановить их здоровье и работоспособность.
Потребность инвалидов в протезно-ортопедических изделиях была огромна. Правительство принимает ряд мер по значительному увеличению их производства. В итоге в 1944 года основные запросы в этом были удовлетворены, хотя качество изделий не всегда отвечало предъявляемым требованиям.
Огромный поток раненых и острая потребность в трудовых ресурсах заставили Правительство СССР обратить особое внимание на четкую и слаженную работу ВТЭК. По Положению о ВТЭК от 5 декабря 1942 года вдвое сократили сроки освидетельствования инвалидов войны, расширили сеть комиссий, перевели их работу в медицинские учреждения. Отныне председателем комиссии назначался врач-эксперт. ВТЭК и постоянно совершенствовали профориентационную работу с инвалидами, стали изучать условия труда и организацию рабочего места фронтовиков.
Опираясь на государственную и общественную помощь, ВТЭК выполнили свою основную задачу. Они не только определяли группу инвалидности, но и давали рациональные трудовые рекомендации, являвшиеся началом трудового устройства инвалидов.
Под трудовым устройством инвалидов в годы войны понимали не только направление инвалида на работу, но и всю совокупность мероприятий по подготовке и вовлечению их в трудовую деятельность. Анализ документальной базы указывает нам на три этапа профессиональной реабилитации: подготовка к трудовой деятельности, профессиональное обучение, оформление трудовых отношений. За 1941-1945 гг. союзное и республиканское правительство четырежды обращалось к проблеме трудоустройства инвалидов войны, добиваясь массового вовлечения в трудовую деятельность бывших фронтовиков.
Подготовка к трудовой деятельности инвалидов войны проходила в госпиталях, на курсах системы социального обеспечения, в профтехшколах-интернатах, в трудовых интернатах, а также непосредственно на предприятиях в форме индивидуального или бригадного обучения специальности. Итогом этих усилий стало вовлечение 79,6% инвалидов РСФСР в трудовую деятельность. По состоянию на 1 января 1945 года в РСФСР было трудоустроено 94,3% инвалидов III группы и 54,2% инвалидов II группы.
Информация о работе Практика организации социальной помощи инвалидам ВОВ в тылу