Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 10:10, контрольная работа
Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в. Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………….…3
1. Понятие права социального обеспечения…………………………..5
2. Предмет права социального обеспечения…………………………..9
3. Метод права социального обеспечения……………………………14
4. Функции социального обеспечения…………………………….......19
5. Система права социального обеспечения…………………………..21
Заключение………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие права социального обеспечения…………………………..5
2. Предмет права социального обеспечения…………………………..9
3. Метод права социального обеспечения……………………………14
4. Функции социального
обеспечения…………………………….......
5. Система права социального обеспечения…………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….25
Введение
Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в. Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения.
В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В Российской Федерации отсутствуют учебники по курсу «Право социального обеспечения». Первый и единственный учебник был написан крупнейшим советским ученым, одним из основателей права социального обеспечения - профессором В. С. Андреевым.
В настоящее время право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права. Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.
Все это вызвало необходимость подготовить учебник по курсу права социального обеспечения, который отражает основные вопросы учебной программы и новейшие положения законодательства в данной области.
Предлагаемый учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Главная цель данного учебника - помочь студентам овладеть основными теоретическими знаниями по проблемам права социального обеспечения, уметь ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении.
1. Понятие права социального обеспечения
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая.1
Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.2
Таковыми, на наш взгляд, являются:
1) Источники финансирования
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;
2) Круг лиц, подлежащих обеспечению
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных социальных фондов, средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе.
На сегодняшний день таковыми являются: - нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); - лица, потерявшие кормильца; - беременные женщины; - дети; - семьи, имеющие детей; - безработные; - лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; - ветераны войны и труда; - лица, пострадавшие от воздействия радиации; - лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; - Герои Советского Союза и России; - жители блокадного Ленинграда; - лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; - бывшие узники концлагерей, гетто; - лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные.
Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;
3) Условия предоставления обеспечения
Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;
4) Цель предоставления обеспечения
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.
2. Предмет права социального обеспечения
Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.
Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.
Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:
1) отношения по социальному
обеспечению граждан в
2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
3) процедурные и процессуальные
отношения, связанные с установлением
юридических фактов, а также реализацией
и защитой права на тот или
иной вид социального
Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.3
В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: - по старости, - по инвалидности, - по случаю потери кормильца, - за выслугу лет, - социальные пенсии.4
В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: - по временной нетрудоспособности, - по беременности и родам; - женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; - по случаю рождения ребенка; - по уходу за ребенком до полутора лет; - на детей до 16 лет; - по безработице; - на погребение; - женам военнослужащих, а также иные виды пособий.
Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:
- компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- компенсационные выплаты
лицам, осуществляющим уход за
лицом, достигшим 80-летнего возраста,
инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся
по заключению врача в
- компенсационные выплаты
неработающим женам (мужьям) военнослужащих,
проживающим вместе с супругом
(супругой) в местностях, где они
не могут трудиться в связи
с отсутствием возможности
- компенсационные выплаты
на питание детей, обучающихся
в государственных, муниципальных
общеобразовательных
- компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
- компенсационные выплаты
беженцам и вынужденным
- компенсационные выплаты
лицам, находящимся в вынужденных
отпусках без сохранения