Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:27, контрольная работа
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в обществе обострила проблемы детей, подростков, молодежи.
Усугубилось состояние семьи. Растущая материальная напряженность, увеличение количества неполных семей, алкоголизм, приводят к тому, что родители не могут, а часто и не хотят воспитывать детей в соответствии с моральными и правовыми нормами. К тому же во многих случаях крайне негативно влияют на детей своим образом жизни.
Введение 3
1. Причины безнадзорности 4
2.Основные задачи органов социальной защиты по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 6
3. Правовая база защиты прав детей и подростков, профилактика
безнадзорности и правонарушений: социальные программы 8
Заключение 9
Список литературы
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Причины безнадзорности
2.Основные задачи органов социальной защиты по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
3. Правовая база защиты прав детей и подростков, профилактика
безнадзорности и правонарушений: социальные программы 8
Заключение
Список литературы
Введение
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в обществе обострила проблемы детей, подростков, молодежи.
Усугубилось состояние семьи. Растущая материальная напряженность, увеличение количества неполных семей, алкоголизм, приводят к тому, что родители не могут, а часто и не хотят воспитывать детей в соответствии с моральными и правовыми нормами. К тому же во многих случаях крайне негативно влияют на детей своим образом жизни.
Не всегда уделяется должное внимание детям в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, многие из них не находят взаимопонимания и поддержки со стороны своих воспитателей и учителей. Кроме того, возросшая коммерциализация социальной сферы ограничила доступ детей к внешкольному воспитанию, культуре и искусству, физической культуре и спорту, полноценному отдыху.
Ослабло влияние на подростков общественных организаций.
В результате многие дети и подростки оказываются предоставленными сами себе, безнадзорными, попадают в экстремальные ситуации. В среде несовершеннолетних остро дают знать о себе психологическая нестабильность, нравственная дезориентация.
Указанные обстоятельства порождают криминализацию подростковой среды, рост преступности и правонарушений несовершеннолетних.
В сложившихся условиях учреждения социальной защиты свою работу направили: на оказание психологической и педагогической поддержки ребятам младшего и старшего возраста с целью предотвращения и ликвидации кризисных состояний личности; формирование положительного опыта социального поведения, навыков взаимодействия с окружающими людьми; содействие в создании условий для получения образования; всестороннего развития (устройство в спортивные секции, клубы, кружки и т.д.). А в основе всего была поставлена задача предупреждения безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации детей и подростков.
1. ПРИЧИНЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ.
Становление будущей личности во многом зависит от того, в какой среде она воспитывается, какие окружают ее люди, какие между ними существуют отношения. Только семья дает нам силы и уверенность в себе, помогает постигать уроки, которые преподносит нам жизнь, учит моральным ценностям. Семья является миниатюрной моделью общества, где все роли распределены, и от мастерства исполнения каждой роли зависит дальнейшая жизнь маленького человека, постоянно наблюдающего за развитием «семейного сюжета».
В основе семьи лежат функции защиты и удовлетворения, в первую очередь, витальных потребностей, ведь изначально в понятие «семья» входили представления о питании или кормлении, утолении голода, а также обучении подрастающего поколения каким-либо необходимым жизненным навыкам. Семья является самой первой защитной средой новорожденного, благоприятным микроклиматом, в котором происходит рост и развитие ребенка. Однако она же может стать фактором жизненных кризисов, причиной лишений и ущемления ребенка. Так, внутрисемейные конфликты, ссоры между родителями могут вызвать у детей болезненные психические реакции, провоцировать суицидальные попытки и даже самоубийство. По-прежнему актуальна тема противостояния «отцов и детей», когда естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Развитие современной семьи происходит в условиях, усложненных социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, каждодневная угроза безработицы и сопровождающие безработицу материально-психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок, не могли не отразиться на степени удовлетворенности браком. Следствием этих негативных явлений явилось увеличение количества абортов, рождение нежеланных детей, появление «отказных» младенцев, «омоложение» проституции, алкоголизма и наркомании. Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системе «отец-мать», «родители-дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение, а, зачастую, и нежелание понимать проблемы своего ребенка, и, в свою очередь, отсутствие у детей уважения к старшим, ставшее результатом экономического «падения» родителей.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
В статье 1 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается определение безнадзорности, как социального явления, характеризующегося отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений.
Безнадзорным является лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения.
В каждом отдельном случае должна проводиться индивидуальная профилактическая работа по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психологической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений либо иных антиобщественных действий.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-психолого-
Индивидуальная профилактическая работа должна проводиться в отношении следующих несовершеннолетних: безнадзорных; беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; уклоняющихся от получения общего базового образования; употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества или иные одурманивающие вещества; совершивших правонарушения. Также должна проводиться индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Работники учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. При этом они обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, защищают от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения. В процессе работы они выявляют несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Учреждения социального обслуживания:
- организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- предоставляют бесплатно социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении на основании просьб несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо по инициативе должностных лиц учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- используют современные методики и технологии социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей;
- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации;
- принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах.
3. ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, белорусские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию Республики Беларусь, Закон о семье, Закон об образовании, Закон о правах ребенка. В Беларуси действуют национальные программы «Дети Беларуси», «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь». а также Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Важным звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей, являются региональные программы «Семья», утвержденные во всех областях республики.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
1) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
2) трудовые, налоговые, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
3) бесплатные выдачи семьям семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, обувь и прочее);
4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
Важным аспектом является формирование системы социальной работы с семьей, совершенствование ее содержания и технологий. Среди видов и форм социальной помощи, направленной на сохранение семьи, выделяют: экстренную социальную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергшихся жестокому обращению, находящихся в опасности); социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи; социальную работу, ориентированную на развитие семьи и ее членов.
Деятельность по укреплению и социальному оздоровлению семьи органы социальной защиты стремятся осуществлять в тесном союзе со школьными и внешкольными детско-подростковыми учреждениями, учреждениями культуры, спортивными организациями путем оказания помощи семьям, усилением воспитательной работы в образовательных учреждениях, вовлечением детей и молодежи в общественную жизнь, формированием правовой культуры.