Правовые основы организации социальной работы с ветеранами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:05, доклад

Описание работы

Теоретические аспекты правового статуса ветеранов нельзя признать достаточно изученными юридической наукой России. Имеющиеся исследования посвящены либо только практическим аспектами исполнения законодательства о ветеранах,[2] либо рассматривая проблему ветеранов в контексте общей проблемы социальной защиты лишь как отдельный аспект данной проблемы.

Файлы: 1 файл

правовые основы организации социальной работы с ветеранами.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

правовые основы организации социальной работы с  ветеранами

Социальная защита населения –  это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая  и реализуемая государством для  обеспечения достойной жизни  человека.[1]

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации  устанавливает Федеральный закон  от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Большое  значение в целях создания правовых гарантий социальной защиты ветеранов приобретают принятые во исполнение положений этого закона законодательные и подзаконные нормативные акты, составляющие систему правового регулирования социальной защиты ветеранов.

Теоретические аспекты правового  статуса ветеранов нельзя признать достаточно изученными юридической наукой России. Имеющиеся исследования посвящены либо только практическим аспектами исполнения законодательства о ветеранах,[2] либо рассматривая проблему ветеранов в контексте общей проблемы социальной защиты лишь как отдельный аспект данной проблемы.[3] Вопросам правового регулирования содержания социальной защиты отдельных категорий ветеранов посвящены работы В.М. Корякина,[4] В.И. Таким образом, работ посвященных правовому статусу ветеранов, понятию ветерана и теоретической разработке проблемных вопросов законодательства о ветеранах практически нет. Настоящая работа призвана заполнить этот пробел. Также следует отметить, что в литературе уже высказываются мнения о нецелесообразности существования самой правовой категории «ветеран».[6]

Анализ Федерального закона «О ветеранах»[9] показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда). Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.

Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у  личности ветерана как субъекта права  появляются такие специфические  права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.[10]

Следует отметить, что  одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.

Следует заметить, что  специальный правовой статус ветеранов, имеющих заслуги в защите Отечества, вытекает главным образом из правового статуса военнослужащего. Как считает известный военный ученый-правовед Н.В. Артамонов, длительное время изучавший проблемы статуса военнослужащего, специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. «Одной из общественных (социальных) групп нашего общества, выделяемых по признаку профессиональной принадлежности, - указывает данный ученый, - являются военнослужащие. Своеобразие их правового состояния, а значит, и характер взаимоотношений с другими группами отражается в совокупности установленных для них государством прав, обязанностей и норм юридической ответственности или, иными словами, - в их правовом статусе (положении). В свою очередь, специфика самого этого статуса определяется тем, что конституционные и предусмотренные другими общими законодательными актами права и обязанности воинов как граждан получают свое развитие и конкретизацию в нормах военного законодательства, чем обеспечивается осуществление этих прав и обязанностей в реальных условиях военной службы. Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой - одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства».[11]

Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах  государства в условиях, сопряженных  с повышенным риском для жизни  и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса  ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили».[12] Известный социолог начала XX в. П. Сорокин, характеризуя авторитет воинского труда в сложные периоды развития государства, связанные с защитой национальных интересов в ходе военных действий, писал: «...социальный курс их (военнослужащих) общественной роли быстро растет, растут поэтому их привилегии. Лозунг «Каждому по его заслугам» получает форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы...». И далее: «...каждому по степени его личного социально полезного труда».[13]

Говоря о правовом статусе ветерана в Российской Федерации, необходимо иметь в виду либо общенормативную  связь субъектов права, определяемых родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), либо правовое положение конкретных лиц, но в последнем случае - независимо от характера их взаимоотношений с другими субъектами права, складывающихся по поводу тех или иных конкретных юридических фактов. Актуальными в связи с вышесказанным являются следующие вопросы: о выделении из общего правового статуса гражданина России специального правового статуса ветерана; о его соотношении с общим статусом военнослужащих; о критериях условного отграничения сферы действия выделяемого статуса; об особенностях действия некоторых прав и свобод, характерных для правового статуса ветеранов, вызванных спецификой их участия в защите Отечества и военной службой, а также об установлении для них в связи с этим дополнительных мер социальной поддержки, о необходимости систематизации законодательства о правовом положении ветеранов.

Для того чтобы дать правильное определение понятия «правовой  статус ветерана», необходимо учесть следующие  обстоятельства:- во-первых, исходить из тех фактических отношений, в  которые приходится вступать гражданину при выполнении воинского долга, при вооруженной защите Отечества;- во-вторых, определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;- в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социальной защиты и социального обеспечения ветеранов.

Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов.[14] Внутри общего статуса ветеранов можно выделить следующие части: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих признаков отнесения граждан к ветеранам), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий ветеранов) и единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного ветерана. В зависимости от уровня обобщения (все ветераны, отдельная их категория, конкретный ветеран) можно говорить соответственно о различных сочетаниях общей, специальной, особенной и единичной составных частей правового статуса ветеранов. Так, имея в виду статус всех ветеранов, можно выделить в нем общую и специальную части. И,  наконец, правовое положение конкретного ветерана содержит общую, специальную, особенную и единичную составные части. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности.

Таким образом, структурно-правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из четырех составных частей:- общая часть, относящаяся к правовому статусу гражданина Российской Федерации;

- специальная часть,  представляющая собой совокупность  общих для всех категорий ветеранов  прав, гарантий и мер социальной  поддержки;

- особенная часть,  характеризующая правовое положение  ветеранов определенной категории;

- единичная часть,  включающая в себя особенности  правового положения конкретного  ветерана.

Как известно, Конституция  Российской Федерации[15] обозначает правовой статус как права и свободы, принадлежащие человеку и гражданину. Таким образом, возникает вопрос о соотношении таких понятий, как личность, человек и гражданин. Л.Д. Воеводин дает следующую характеристику данных понятий. Личность - это общесоциальное выражение человека как члена общества, выражение его социальной природы. Совокупность общественных отношений составляет сущность личности. Личность как результат определенного общества берется как бы в обобщенном типизированном виде. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно используется термин «индивид». Однако если индивид отражает конкретную определенность человека, его «единичность», то личность выражает персонализацию общественных связей человека, их обусловленность. Следовательно, личность аккумулирует в себе начала человека, индивида и общества.[16]

Права и свободы ветерана как индивида - это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни  общества и законодательно закрепленные государством (главным образом - в Федеральном законе «О ветеранах»). В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для конкретного ветерана на определенном историческом этапе развития общества. Установленные в законодательстве о социальной поддержке ветеранов юридические возможности выступают в качестве гарантий реализации статуса ветеранов. Эти гарантии являются необходимым условием осуществления прав ветеранов, т.е. создания реального механизма перевода правовых норм (социальных стандартов) в реальные блага и услуги, предоставленные государством.[17] Таким образом:1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.2. С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана. В дополнение к мерам социальной поддержки ветеранам из числа федеральных льготников субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Такие дополнительные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Законодательство РФ о ветеранах состоит из Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в  ред. Фед. зак. от 02.01.2000 № 40-ФЗ, 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 18.10.2007 № 230-ФЗ), Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 09.04.2007),[37] Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 18.10.2007),[38] других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и закрепляет правовой статус ветерана. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» внес ряд изменений в нормативно-правовые акты, поэтому законодательство о ветеранах  тоже претерпело изменения.

На сегодняшний день в России нет правового акта, который  регулировал бы весь комплекс социальной защиты ветеранов, предоставления им льгот, гарантий и компенсаций.

Законодательство о  ветеранах и предоставлении им материальной социальной помощи образует нормативные  акты, регулирующие порядок и условия  реализации отдельных направлений  государственной социальной политики, проводимой в этой сфере, источники ее финансирования в части, определенной Федеральным законом «О ветеранах», а также ряд иных вопросов обеспечения социально-экономической поддержки. Следует обратить внимание, что отношения, связанные с государственной социальной поддержкой, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства, т.е. включают положения различных отраслей права, главным образом жилищного, трудового и права социального обеспечения.[39]

 

 

 

 

Социальные услуги предоставляются  на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого  законного представителя, государственного органа, общественного объединения, лиц, осуществляющих уход за нуждающимися в социальном обслуживании.

Любые ограничения права граждан  обращаться за предоставлением социальных услуг недопустимы.

Социальные услуги предоставляются, как правило, по месту постоянного  или преимущественного жительства лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.

В соответствии с законодательством  РФ лица, обращающиеся с ходатайством об оказании социальных услуг, предоставляют  социальным работникам и другим специалистам, занятым в системе социального  обслуживания, всю необходимую информацию для оказания испрашиваемых социальных услуг.

Государственные органы, иные юридические  лица, а также физические лица, предоставляющие  социальные услуги, гарантируют конфиденциальность полученной информации.

Информация о работе Правовые основы организации социальной работы с ветеранами