Правовые учения средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Содержание работы

Введение 3
1. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества 4
2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 9
3. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского16 14
4. Средневековая юридическая мысль 16
Заключение 19
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Правоведения.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Подводя итог обзору бытовавших в западноевропейском средневековье воззрений на государство и право, нужно заметить, что они лишь фрагмент более общей картины политико-юридической мысли эпохи феодализма, который пережили (кроме Западной Европы) также многие другие страны и регионы мира.

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

                                                         Заключение

 

          Средние века - период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты святого писания и каноны церкви, - все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Но и в период средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела.

В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.

В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала для развития идей свободы и равенства людей. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти бога.

Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты святого писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных.

 

 

                                                  Список литературы

1. Борисевич М.М. История и государства  и права зарубежных стран: учеб. Пособие/ М.М. Борисевич, О.А. Бельчук. М., 2002. 352 с.

 

2. Графский В.Г. Всеобщая история  права и государства: учебник / В.Г. Графский. М., 2007. 320 с.

 

3. Косарев А. И.  Всеобщая история  государства и права: учеб. Пособие/ А. И. Косарев. М., 2007. 504 с.

 

4. Омельченко О.А. Всеобщая история  государства и права: учебник для вузов/ О.А. Омельченко. М., 2005. Т.1. 592 с.

 

5. Правовая мысль: антология/ сост. В.П. Малахов. М., 2003, 614 с.

 

6. Право в средневековом мире: сб. статей/ отв. Ред. О.И. Варьяш. СПб., 2001346 с.

 


 



Информация о работе Правовые учения средних веков